ЛА́МПРЕХТ КАРЛ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́МПРЕХТ (Lamprecht) Карл (25.2.1856, Ессен, Саксония-Анхальт – 10.5.1915, Лейпциг), герм. историк. В 1874–78 учился в Гёттингенском и Лейпцигском ун-тах. В 1880 в Боннском ун-те получил степень д-ра, после чего преподавал в Марбургском ун-те (с 1890 ординарный проф.). В 1881 один из основателей Об-ва по изучению истории рейнских областей (Gesellschaft für Rheinische Geschichtskunde). В 1881–91 издавал науч. ж. «Westdeutsche Zeitschrift für Geschichte und Kunst». С 1891 ординарный проф. Лейпцигского ун-та. В 1907 основал ж. «Beiträge zur Kultur- und Universalgeschichte», в 1909 создал при Лейпцигском ун-те Ин-т истории культуры и универсальной истории. Участвовал в деятельности Пангерманского союза.
В написанном с привлечением широчайшего круга источников 3-томном труде «Хозяйственная жизнь Германии в средние века» («Deutsches Wirtschaftsleben im Mittelalter», 1885–86) Л. рассмотрел социально-экономич. историю Германии в осн. с позиций вотчинной теории, придавая в то же время большое значение общине-марке как социальной форме, предшествующей вотчине, а также как форме организации сельского населения, сохранявшейся до конца Средневековья. В многотомной «Германской истории» («Deutsche Geschichte», Bd 1–12, 1891–1909; Ergänzungsbände 1–2, 1902–04; частичный рус. пер. – «История германского народа», т. 1–3, 1894–96) Л. попытался дать синтетич. картину развития нем. народа, сделав гл. предметом исследования историю культуры в широком смысле слова (включая экономику и обществ. отношения). Выступление Л. с критикой индивидуализирующего метода школы Л. фон Ранке дало в 1890-х гг. толчок методологич. дискуссии в герм. историографии. Л. истолковывал историч. процесс не как плод деятельности выдающихся личностей, а как закономерное эволюц. развитие, гл. содержанием которого является культурный прогресс, а носителем – нация. Утверждая, что объектом изучения должен быть социум, а не отд. личность, Л. объявлял гл. двигателем историч. развития социальную психологию. Её исторически сменяющиеся типы определяют, по Л., характер разл. культурно-историч. эпох. В то же время понятие «культурно-историч. эпоха» Л. противопоставлял марксистской категории «общественно-экономич. формация». Культурно-историч. метод Л. подвергся критике как со стороны марксистов, считавших его далёким от материалистич. понимания истории, так и со стороны ведущих герм. историков того времени (Г. Белов, Ф. Мейнеке, Г. Онкен и др.), обвинивших Л. в уступках материалистич. пониманию истории.