ПАРИ́ЖСКИЕ МИ́РНЫЕ ДОГОВО́РЫ 1947
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́ЖСКИЕ МИ́РНЫЕ ДОГОВО́РЫ 1947, между государствами – участниками антигитлеровской коалиции («Союзные и Соединённые державы») и быв. союзниками гитлеровской Германии (Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией).
Подготовка мирной конференции. Созданный в июле 1945 Совет министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Великобритании, Франции и Китая решил сначала разработать проекты мирных договоров с герм. союзниками, что должно было облегчить в дальнейшем заключение мирного договора с Германией. Согласно решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945, в подготовке проекта договора с каждой из стран – быв. союзниц Германии участвовали те государства, которые подписали с ней договор о перемирии или условия капитуляции (Франция рассматривалась как держава, подписавшая условия капитуляции Италии). Этот принцип получил назв. формулы 4–3–2: в подготовке договора с Италией участвовали СССР, США, Великобритания и Франция; с Болгарией, Венгрией и Румынией – СССР, США и Великобритания; с Финляндией – СССР и Великобритания. На сессии СМИД в Лондоне (11.9–2.10.1945) сов. позиция по проблемам мирного урегулирования в Средиземноморье, на Балканах и в Японии, а также по процедуре обсуждения мирных договоров натолкнулась на англо-амер. оппозицию. На моск. совещании СССР, США и Великобритании (16–26.12.1945) противоречия частично удалось преодолеть. Были приняты решения о созыве конференции в составе 5 членов СМИД и 16 др. государств антигитлеровской коалиции в Париже не позднее 1.5.1946. Конференция должна была предоставить свои рекомендации СМИД, за которым оставалось принятие окончат. решения. Была достигнута договорённость о том, что быв. союзникам Германии предоставят право обсуждения представленных им договоров (победители не хотели повторять опыт Парижской мирной конференции 1919–20). Сов. делегации удалось отстоять следование формуле 4–3–2, несмотря на англо-амер. попытки расширить круг стран, допущенных к разработке П. м. д. (путём привлечения Франции и Китая к обсуждению всех 5 договоров). На 1-м этапе сессии СМИД в Париже (25.4–16.5.1946) вопросы о границах Италии и её колониях, репарациях с побеждённых государств, а также амер. предложение о включении в повестку дня конференции мирного договора с Австрией вызвали новые противоречия. Конференция была отсрочена. На 2-м этапе парижской сессии (15.6–12.7.1946) урегулирование ряда проблем (в т. ч. по выплате итал. репараций СССР) позволило договориться о её созыве к 29 июля, несмотря на сохранившиеся разногласия по 26 пунктам разл. договоров (в т. ч. по проблемам Триеста, судоходства по Дунаю, ряду экономич. вопросов). США и Великобритания согласились с сов. предложением по процедуре голосования на конференции большинством в 2/3 голосов.
Парижская мирная конференция (ПМК). В работе ПМК (29.7–15. 10.1946) участвовали делегации СССР (глава – В. М. Молотов; его действия путём шифропереписки направлялись и контролировались лично И. В. Сталиным), США (Дж. Ф. Бирнс), Великобритании (К. Р. Эттли), Франции (Ж. Бидо), Китая, Австралии, Бельгии, Белорус. ССР (мин. ин. дел К. В. Киселёв), Бразилии, Греции, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Укр. ССР (мин. ин. дел Д. З. Мануильский), Чехословакии, Эфиопии, Югославии, Юж.-Афр. Союза (ЮАС, с 1961 ЮАР); всего 844 чел. В состав делегации СССР входили министры иностр. дел Эст. ССР (Х. Х. Круус), Латв. ССР (П. И. Валескалн) и Литов. ССР (П. И. Ротомскис). Отд. представительство Укр. ССР и Белорус. ССР с правом решающего голоса было связано с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 о предоставлении им статуса первоначальных членов ООН. Государствам, выразившим заинтересованность в обсуждавшихся договорах с быв. союзниками Германии (Мексика, Куба, Египет, Иран, Ирак, Албания и Австрия), была дана возможность изложить свои позиции. В рамках ПМК работало 10 комиссий: генеральная, юридическая и по составлению договоров, военная, две комиссии по экономич. вопросам (одна для Италии, другая для всех остальных государств), 5 комиссий по политич. и территориальным вопросам (по одной на каждое государство). Работа конференции характеризовалась высокой степенью гласности и открытости (её освещали св. 2 тыс. журналистов).
США и Великобритания, рассматривая договорённость по процедурным правилам, достигнутую в рамках СМИД, как необязательную, добились её пересмотра. Было принято решение (15 голосов против 6) о том, что конференция могла давать 2 вида рекомендаций СМИД: принятые квалифицир. большинством в 2/3 голосов и простым большинством.
Проекты 5 мирных договоров опубликованы 30.7.1946, делегациям побеждённых государств предоставлено право высказать свои мнения. В основе договоров с Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией лежали условия перемирий, заключённых с этими государствами, что отвечало сов. требованиям. На ПМК разгорелась дипломатич. борьба по целому ряду проблем. Италия, поддерживаемая зап. державами, выступала за создание Свободной территории Триест во главе с губернатором, ответственным лишь перед ООН. СССР, хотя и считавший наилучшим решением передачу Юлийской Крайны вместе с Триестом Югославии, согласился с идеей нейтральной и демилитаризованной Свободной территории Триест, однако во главе с избираемым населением Нар. собранием и ответственным перед ним исполнит. органом. Претензии Греции на часть албанской (Сев. Эпир) и болг. территории встретили оппозицию большинства делегаций, однако вопрос о границе Греции с Болгарией, наряду с Триестом и проблемой итал. колоний, так и остался неурегулированным. Обсуждение экономич. проблем также проходило в напряжённой обстановке. Требования зап. держав выплачивать репарации не товарами, а иностр. валютой (амер. долл. и ф. ст.), компенсировать имущество на территории вражеских государств в объёме 75%, предоставить свободу судоходства по Дунаю всем государствам, а также поддержка, оказанная ими Греции, требовавшей высоких репарационных выплат от Италии и Болгарии, – всё это воспринималось сов. делегацией как попытка США и Великобритании усилить своё экономич. и финансовое влияние в Юж. и Юго-Вост. Европе. Существовали противоречия и по политич. вопросам. Колебания США и Великобритании в отношении статьи о запрете возрождения и деятельности фашистских орг-ций, их предложения создать комиссию по наблюдению за репарациями, инициатива австрал. делегации по учреждению Европ. Междунар. суда по правам человека – эти шаги рассматривались СССР как попытка получить инструменты для вмешательства во внутриполитич. жизнь на территории быв. союзников Германии в Центр. и Вост. Европе. В свою очередь амер. и брит. делегации считали, что СССР занял на ПМК бескомпромиссную позицию и препятствовал выработке конструктивных решений.
Несмотря на серьёзную дипломатич. борьбу и противоречия, с приближением сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 окт.), на которую стремились попасть главы мн. делегаций, ход переговоров ускорился. К 15 окт. были подготовлены 53 рекомендации СМИД, принятые большинством в 2/3 голосов, и 41 рекомендация, одобренная простым большинством.
Рекомендации ПМК по договорам с быв. союзниками Германии обсуждались на сессии СМИД в Нью-Йорке (4.11–12.12.1946). В результате напряжённых переговоров были достигнуты компромиссные решения по Триесту, созыву конференции для выработки конвенции о режиме судоходства на Дунае [состоялась в Белграде (30.7–18.8.1948) и приняла конвенцию о международно-правовом режиме судоходства на Дунае, вступившую в силу 11.5.1949]. Были учтены сов. предложения по проблемам итал. репараций, греко-болг. границе и др. В совокупности СМИД принял 71 рекомендацию, данную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это позволило завершить подготовку Парижского мирного договора.
Мирные договоры. 20 янв. П. м. д. подписаны от США Дж. Ф. Бирнсом в Вашингтоне, 29 янв. от СССР В. М. Молотовым в Москве, 4 февр. Э. Бевиным от Великобритании в Лондоне. 10.2.1947 П. м. д. подписаны остальными участниками (от СССР, США и Великобритании свою подпись поставили послы в Париже).
Договор с Финляндией подписали 10 государств (СССР, Великобритания, Австралия, Белорус. ССР, Индия, Канада, Новая Зеландия, Укр. ССР, Чехословакия и ЮАС), с Румынией – 11 государств (те же, а также США), с Венгрией – 12 государств (те же, а также США и Югославия). Договор с Болгарией подписали 12 государств (СССР, Великобритания, США, Австралия, Белорус. ССР, Индия, Греция, Новая Зеландия, Укр. ССР, Чехословакия, Югославия и ЮАС), с Италией – 20 государств (те же, а также Франция, Китай, Бельгия, Бразилия, Канада, Нидерланды, Польша, Эфиопия).
П. м. д. составлены на трёх языках: англ., рус. и французском. Все они построены по одному типу и состоят из преамбулы, разделов по территориальным, политич., воен., экономич. вопросам, о репарациях и реституциях, заключит. постановлений о выполнении и толковании договоров, порядка их ратификации и вступления в силу. Все П. м. д. (кроме договора с Италией) имеют стандартный набор приложений: карту границ; определение воен., военно-возд. обучения и воен.-мор. обучения; определение и перечень воен. материалов и техники; спец. постановления, относящиеся к некоторым видам собственности; о контрактах, сроках давности и ценных бумагах; о судах и судебных решениях. Все П. м. д. (кроме договора с Финляндией, которая не была оккупирована) содержали постановления о сроках вывода союзных войск (через 90 дней со дня вступления договоров в силу; СССР сохранял право содержать в Венгрии и Румынии вооруж. силы для поддержания линий коммуникации с контингентом своих войск в Австрии). Договор с Италией содержал отд. часть по наказанию воен. преступников (в др. договорах аналогичные статьи включены в состав политич. постановлений). В договорах с Болгарией, Венгрией и Румынией имелись спец. постановления относительно Дуная.
В преамбулах П. м. д. говорилось о прекращении состояния войны между быв. союзниками Германии и «Союзными и Соединёнными державами» и содержалось обязательство о поддержке обращения этих государств в ООН с просьбой о вступлении [в дальнейшем в связи с дискуссией по проблеме соблюдения «прав человека» в этих странах принятие их в ООН затянулось; вступили в группе из 16 государств 14.12.1955].
Территориальные постановления П. м. д. закрепили новые границы ряда европ. государств после окончания 2-й мировой войны. Итал. границы восстанавливались по состоянию на 1.1.1938, за исключением ряда уступок Франции [в районах перевала Малый Сен-Бернар, плато Мон-Сени и Мон-Табор-Шабертон, верховьях рек Тине, Везубия (Везюби) и Ройя (Руайа)], Югославии [п-ов Истрия, вост. часть Юлийской Крайны, г. Фиуме (ныне Риека, Хорватия), коммуна Зара с прилегающими островами и о. Пелагоза (Палагружа) с прилегающими островами], Греции (о-ва Додеканес). Триест с небольшим округом был выделен в Свободную территорию Триест [предполагавшийся режим управления не вступил в силу; по Лондонскому меморандуму 5.10.1954 часть территории временно передана под управление Италии (200 км2, 220 тыс. чел.), часть – Югославии (520 км2, 70 тыс. чел.); окончательно раздел закреплён итало-югослав. договором 10.11.1975]. Болг. границы восстанавливались по состоянию на 1.1.1941, венг. границы – по состоянию на 1.1.1938, за исключением уступки Чехословакии (небольшая территория в районе г. Братислава). Результаты Венских арбитражей 1938, 1940 объявлялись «несуществующими». Границы Румынии восстанавливались по состоянию на 1.1.1941, за исключением границ с Венгрией и СССР (сов.-рум. граница устанавливалась в соответствии с соглашением от 28.6.1940 о передаче СССР Бессарабии и Сев. Буковины и сов.-чехосл. соглашением от 29.6.1945 о передаче СССР Закарпатской Украины). Границы Финляндии восстанавливались по состоянию на 1.1.1941, она подтверждала возвращение Сов. Союзу обл. Петсамо (ныне Печенга).
Политич. постановления П. м. д. обязывали государства обеспечить своим гражданам «без различия расы, пола, языка или религии» осн. демократич. свободы; не допускать существования и деятельности фашистских орг-ций на своей территории; задержать и выдать суду лиц, совершивших воен. преступления и преступления против мира и человечества. Италия признавала независимость и суверенитет Албании и Эфиопии, отказывалась от своих колоний (Ливия, Эритрея, Итальянское Сомали), дальнейшая судьба которых должна была быть определена на 4-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1949). В отношениях СССР с Финляндией восстанавливалось действие Московского мирного договора 1940 с учётом отказа Сов. Союза от прав на аренду п-ова Ханко и получения взамен прав на аренду (сроком на 50 лет за ежегодную плату в 5 млн. фин. марок) территории и водных пространств в районе Порккала-Удд для создания сов. воен.-мор. базы (в 1955 СССР досрочно отказался от этих прав). Аландские о-ва оставались демилитаризованными.
Воен. постановления П. м. д. ограничивали численность вооруж. сил и воен. произ-во побеждённых государств, устанавливали ряд запретов. Численность итал. армии (включая карабинеров) не могла превышать 250 тыс. чел.; Италия не могла иметь более 200 тяжёлых и средних танков, допускать к службе в прежних чинах офицеров или унтер-офицеров фашистской милиции или армии (за исключением реабилитированных), строить долговременные укрепления и воен. сооружения вдоль границ с Францией и Югославией, на островах Сицилия и Сардиния; о-ва Пантеллерия, Пианоза, Пелагские о-ва оставались демилитаризованными. Численность болг. армии ограничивалась 55 тыс. чел., венгерской – 65 тыс. чел., румынской – 120 тыс. чел., финляндской – 34,4 тыс. чел. Водоизмещение итал. ВМФ не могло превышать 67,5 тыс. т; Италии запрещалось строить, иметь или приобретать линкоры и авианосцы; численность личного состава итал. ВМФ ограничивалась 25 тыс. чел.; 163 итал. воен. корабля подлежали передаче СССР, Великобритании, США и Франции. Водоизмещение болг. ВМФ ограничивалось 7,25 тыс. т, его личный состав – 3,5 тыс. чел.; рум. ВМФ – 15 тыс. т и 5 тыс. чел.; финл. ВМФ – 10 тыс. т и 4,5 тыс. чел. Итал. ВВС запрещалось иметь более 350 самолётов, численность их личного состава не могла превышать 25 тыс. чел. (соответственно болг. ВВС – 90 самолётов и 5,2 тыс. чел.; венг. ВВС – 90 самолётов и 5 тыс. чел.; рум. ВВС – 105 самолётов и 8 тыс. чел.; финл. ВВС – 60 самолётов и 3 тыс. чел.). Всем 5 государствам запрещалось иметь любые виды атомного оружия, самолёты, спроектированные как бомбардировщики, подводные лодки, торпедные катера и ряд др. вооружений.
Экономич. постановления П. м. д. определяли порядок реституции собственности, которая была вывезена из стран, принадлежащих к Объединённым Нациям, обязывали побеждённые государства восстановить на своих территориях экономич. права и интересы граждан Объединённых Наций. На быв. союзников Германии налагалось обязательство выплатить репарации: Италия должна была выплатить СССР 100 млн. амер. долл., Албании – 5 млн., Эфиопии – 25 млн., Греции – 105 млн., Югославии – 125 млн. амер. долл.; Болгария выплачивала Греции 45 млн. амер. долл., Югославии – 25 млн. амер. долл.; Венгрия выплачивала СССР 200 млн. амер. долл., Чехословакии и Югославии (вместе) – 100 млн. амер. долл.; Румыния и Финляндия выплачивали СССР по 300 млн. амер. долл. каждая. Устанавливались сроки выплаты репараций: для Италии – 7 лет, для остальных государств – 8 лет. Болгария, Венгрия и Румыния признавали права СССР на все герм. активы на своих территориях. Позднее Сов. Союз, содействуя экономич. развитию Болгарии, Венгрии и Румынии, отказался от значит. части компенсаций за нанесённый ему ущерб (объём репараций в пользу СССР впоследствии был также снижен и для Финляндии).
Для вступления в силу каждого из договоров требовалась его ратификация побеждённым государством и теми странами, которые отвечали за его составление. П. м. д. были ратифицированы в течение 1947: Финляндией 18 апр., Великобританией 29 апр., США 14 июня, Францией 26 июня, Венгрией 27 июня, Италией 31 июля, Румынией 23 авг., Болгарией 25 авг., СССР 29 авг. Договоры вступили в силу 15 сент. после передачи ратификац. грамот договора с Италией франц. правительству, ратификац. грамот остальных договоров – сов. правительству. Зарегистрированы в ООН 15.3.1950.
П. м. д. гарантировали суверенитет государств – быв. союзников Германии, зафиксировали новый территориальный статус-кво в Юж., Центр. и Вост. Европе, сложившийся после окончания 2-й мировой войны, создали условия для демократизации внутриполитич. жизни в побеждённых государствах и установили барьеры для возрождения фашизма. В целом П. м. д. были подписаны на условиях, близких советским, способствовали укреплению позиций СССР в Центр. и Вост. Европе, явились успехом сов. дипломатии.