НЕПРИКАСА́ЕМЫЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕПРИКАСА́ЕМЫЕ, общее название представителей вневарновых (см. Варны) низших каст в Индии. Н. не представляли собой единой общности, а были частью кастовой структуры каждого отдельно взятого инд. региона. За Н. традиционно было закреплено выполнение «грязных» и тяжёлых работ, считающихся по канонам индуизма оскверняющими (убой скота, свежевание туш, выделка кожи, сапожное дело, свиноводство, плетение циновок и верёвок, добыча известняка, обработка строит. камня, покраска тканей, уборка дворов и улиц, ассенизаторские работы, пахота и др.). Н. прикрепляли к сельским общинам в качестве зависимых людей; они выполняли как с.-х. работы, так и отработки, но проживали на определённом расстоянии от осн. поселения. Н. не допускались к гл. ценностям «чистых» индусов, прежде всего к индуистским храмам и источникам воды.
По инициативе М. К. Ганди, считавшего Н. неотъемлемой частью инд. общества, наименование «Н.» было заменено на «хариджаны» («дети Бога»). В 1936 спец. указом брит. колониальной администрации утверждён общий список каст, общностей и племён, в отношении которых продолжала соблюдаться неприкасаемость. В документах они стали фигурировать как «зарегистрированные касты», под этим же назв. они вошли в инд. Конституцию 1950. Несмотря на уголовный запрет практики неприкасаемости и закреплённые Конституцией квоты на представительство Н. на гос. службе, в законодат. органах и на получение мест в вузах, представители низших каст продолжали подвергаться притеснениям. Политич. объединения низших каст – Республиканская партия (с кон. 1950-х гг.), орг-ция «Пантеры далитов» (с нач. 1970-х гг.), Партия большинства народа (1980-е гг.) – постоянно поднимали вопрос о преодолении продолжающейся дискриминации быв. Н. и замене наименования «хариджаны» на далиты («угнетённые»). В 1990 премьер-мин. Индии С. Чандра Шекхар рекомендовал правительствам штатов и союзных территорий отказаться от употребления термина «хариджаны» в политич. практике и СМИ. В нач. 21 в. далиты составляют 16–17% нас. Индии, в ряде регионов они по-прежнему подвергаются дискриминации.