Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНТРЁ КОНФЕРЕ́НЦИЯ 1936

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 74

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОНТРЁ КОНФЕРЕ́НЦИЯ 1936, о ре­жи­ме Чер­но­мор­ских про­ли­вов. Про­хо­ди­ла 22.6–21.7.1936 в г. Мон­трё (Швей­ца­рия). В М. к. уча­ст­во­ва­ли де­ле­га­ции Ав­ст­ра­лии, Бол­га­рии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гре­ции, Ру­мы­нии, СССР, Тур­ции, Юго­сла­вии и Япо­нии. Сов. де­ле­га­цию на кон­фе­рен­ции воз­глав­лял М. М. Лит­ви­нов. Ини­циа­то­ром со­зы­ва М. к. вы­сту­пи­ло пра­ви­тель­ст­во Тур­ции, ко­то­рое в ус­ло­ви­ях обо­ст­ре­ния во­ен.-по­ли­тич. си­туа­ции в Сре­ди­зем­но­мо­рье, вы­зван­но­го ита­ло-эфи­оп. вой­ной 1935–36 (см. Ита­ло-эфи­оп­ские вой­ны), бы­ло за­ин­те­ре­со­ва­но в из­ме­нении Кон­вен­ции о Чер­но­мор­ских про­ли­вах, при­ня­той на Ло­занн­ской кон­фе­рен­ции 1922–23. На М. к. об­су­ж­да­лись 3 про­ек­та но­вой кон­вен­ции. Брит. про­ект пре­ду­смат­ри­вал не­ог­ра­ни­чен­ный про­ход че­рез Бос­фор и Дар­да­нел­лы во­ен. су­дов всех го­су­дарств. Тур. де­ле­га­ция пред­ла­га­ла за­крыть про­ли­вы для всех иностр. во­ен. су­дов. Де­ле­га­ция СССР на­стаи­ва­ла на пре­дос­тав­ле­нии пра­ва бес­пре­пят­ст­вен­но­го про­хо­да че­рез про­ли­вы во­ен. ко­раб­лям чер­но­мор­ских го­су­дарств при ус­та­нов­ле­нии ря­да ог­ра­ни­че­ний для го­су­дарств, не имею­щих пря­мо­го вы­хо­да к Чёр­но­му мо­рю. В ре­зуль­та­те об­су­ж­де­ния сов. про­ект лёг в ос­но­ву Кон­вен­ции о Чер­но­мор­ских про­ли­вах, под­пи­сан­ной 20.7.1936. Она пре­ду­смат­ри­ва­ла сво­бод­ный про­ход че­рез про­ли­вы тор­го­вых су­дов всех стран как в мир­ное, так и в во­ен. вре­мя при со­блю­де­нии са­ни­тар­ных и ря­да иных тре­бо­ва­ний, в т. ч. не­ока­за­ния по­мо­щи го­су­дар­ст­ву, на­хо­дя­ще­му­ся в со­стоя­нии вой­ны с Тур­ци­ей. По ус­ло­ви­ям Кон­вен­ции про­ход во­ен. су­дов чер­но­мор­ских го­су­дарств че­рез про­ли­вы был сво­бод­ным (с учё­том осо­бых пра­вил в от­но­ше­нии лин­ко­ров и под­вод­ных ло­док). Для ко­раб­лей не­чер­но­мор­ских го­су­дарств ус­та­нав­ли­вал­ся ряд ог­ра­ни­че­ний по ти­пу, ко­ли­че­ст­ву и тон­на­жу, а так­же сро­кам их пре­бы­ва­ния в Чёр­ном мо­ре. Все го­су­дар­ст­ва бы­ли обя­за­ны за­ра­нее уве­дом­лять тур. пра­ви­тель­ст­во о про­хо­де сво­их во­ен. ко­раб­лей. В во­ен. вре­мя Кон­вен­ци­ей пре­дусмат­ри­ва­лись осо­бые пра­ви­ла про­хо­да во­ен. су­дов. По ус­ло­ви­ям Кон­вен­ции бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на Ме­ж­ду­нар. ко­мис­сия по про­ли­вам, соз­дан­ная в 1923, Тур­ция по­лу­чи­ла пра­во ре­ми­ли­та­ри­зо­вать зо­ну про­ли­вов.

Кон­вен­ция, при­ня­тая на М. к., бы­ла за­клю­че­на сро­ком на 20 лет, всту­пи­ла в си­лу для Тур­ции (вре­мен­но) 15.8.1936, для всех уча­ст­ни­ков – 9.11.1936. Отд. ста­тьи Кон­вен­ции мог­ли пе­ре­смат­ри­вать­ся ка­ж­дые 5 лет. При от­сут­ст­вии пред­уве­дом­ле­ния о де­нон­са­ции Кон­вен­ции за 2 го­да до окон­ча­ния 20-лет­не­го сро­ка она ав­то­ма­ти­че­ски про­дле­ва­лась. В 1938 к Кон­вен­ции при­сое­ди­ни­лась Ита­лия. Не­об­хо­ди­мость её пе­ре­смот­ра по ито­гам Вто­рой ми­ро­вой вой­ны 1939–45 бы­ла при­зна­на Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, СССР и США на Бер­лин­ской (Пот­сдам­ской) кон­фе­рен­ции 1945. В 1946 СССР об­ра­тил­ся к Тур­ции с пред­ло­же­ни­ем об ус­та­нов­ле­нии но­во­го ре­жи­ма Чер­но­мор­ских про­ли­вов: пре­дос­тав­ле­нии пра­ва сво­бод­но­го про­хо­да во­ен. су­дам чер­но­мор­ских го­су­дарств в мир­ное и во­ен. вре­мя, за­пре­ще­нии про­хо­да во­ен. су­дов не­чер­номор­ских го­су­дарств за ис­клю­че­ни­ем осо­бо пре­ду­смот­рен­ных слу­ча­ев, со­вме­ст­ной обо­ро­не про­ли­вов си­ла­ми Тур­ции и СССР. Тур. пра­ви­тель­ст­во от­ве­ти­ло от­ка­зом. Ана­ло­гич­ной бы­ла его ре­ак­ция на пред­ло­же­ние об из­ме­не­нии Кон­вен­ции в све­те всту­пив­шей в си­лу Кон­вен­ции ООН по мор­ско­му пра­ву 1982. РФ вы­сту­па­ет за стро­гое со­блю­де­ние Кон­вен­ции о Чер­но­мор­ских про­ли­вах, при­ня­той на М. к. и про­дол­жаю­щей оп­ре­де­лять пра­во­вой ре­жим про­ли­вов Бос­фор и Дар­да­нел­лы и рас­по­ло­жен­но­го ме­ж­ду ни­ми Мра­мор­но­го мо­ря.

Ис­точн.: Сбор­ник дей­ст­вую­щих до­го­во­ров, со­гла­ше­ний и кон­вен­ций, за­клю­чен­ных СССР с ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми. М., 1938. Вып. 9. № 333.

Лит.: По­ст­ни­ков А. С. Кон­фе­рен­ция в Мон­тре 1936 г. и по­зи­ция Фран­ции // По­ли­ти­ка ве­ли­ких дер­жав на Бал­ка­нах и Ближ­нем Вос­то­ке в но­вей­шее вре­мя. Сверд­ловск, 1983; Sey­di S. The Turkish straits and the great powers: from the Montreux Convention to the early Cold War, 1936–1947. İst., 2003.

Вернуться к началу