МА́РКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РКА (от средневерхненемецкого Marke – граница, пограничная область), 1) в Средневековье в Европе пограничные земли общины, состоявшие в осн. из лесов, лугов, пустошей, водоёмов, др. необрабатываемых угодий. В отличие от альменды под М. понимались также общие угодья нескольких сельских поселений. М. не обозначала собственно общину, однако в некоторых землях, напр. в Баварии или Вестфалии, членов сельских общин называли производными от М. словами – commarcani и, соответственно, marchenoten. 2) Термин, введённый в науч. оборот во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. рядом историков [Г. Л. фон Маурер (Германия), О. Ю. фон Гирке, А. Мейцен (Германия), Э. Фримен (Великобритания), Э. Глассон (Франция), П. М. Виолле, М. М. Ковалевский и др.] для обозначения сельской общины, которую они трактовали как древнейший институт германцев и некоторых др. европ. народов. По их мнению, М. сложилась в общих чертах ещё в родоплеменном обществе и послужила основой для развития вотчины, территориальной власти и городов (т. н. марковая теория). Гл. методом изучения М. был избран ретроспективный метод, предполагавший реконструкцию ранних форм общины на основе реалий более позднего времени, лучше отражённых в источниках и даже доступных непосредств. наблюдению (при этом широко использовался также сравнит.-историч. метод). Осн. внимание уделялось анализу аграрных распорядков М. (системы полей, севооборотов и т. д.) и имуществ. отношениям. Марковой теории противостояла возникшая позднее вотчинная теория, выводившая общину из вотчинных установлений и относившая её возникновение к Средневековью [Н. Д. Фюстель де Куланж, Ф. Сибом (Великобритания), В. Виттих, Ф. Гутман (Германия), А. Допш и др.]. Марковая теория была воспринята и развита К. Марксом и Ф. Энгельсом, считавшими, что М. представляла последний этап развития общины, а именно т. н. соседскую общину, характеризовавшуюся сочетанием частной собственности на приусадебные участки и пахотные земли с коллективной собственностью на необрабатываемые угодья. Разложение М. они связывали с развитием частной собственности на землю, повлёкшим за собой разорение свободного крестьянства и подчинение М. феод. вотчиной, которое, однако, не уничтожило общину, сохранившуюся до Нового времени. Это представление было заимствовано сов. историографией (А. И. Неусыхин, А. И. Данилов, А. Р. Корсунский, Л. Т. Мильская, Я. Д. Серовайский и др.) и легло в основу господствовавшей в ней концепции социально-экономич. истории раннего Средневековья. На близких позициях стояла историография ГДР (К. С. Бадер, Э. Мюллер-Мертенс, С. Эпперляйн). В работах историков последних десятилетий [Э. Лютге, Х. Янкун (Германия), С. Имсен (Норвегия), Л. Кухенбух (Германия), Т. Иверсен (Норвегия), В. Рёзенер (Германия), Ю. Н. Каняшин (Казахстан)] изучаются в осн. частные вопросы, прежде всего территориальная организация, форма и размеры поселения, система полей, отд. аграрные распорядки, статус старых и новых поселенцев, сельский сход, церковный приход и др.; не отрицается связь М. с общинными порядками раннего Средневековья, однако М. рассматривается как порождение более позднего времени, отмеченного гораздо большей, по сравнению с ранним Средневековьем, плотностью населения, интенсивной эксплуатацией земли (господством трёхполья), включённостью общины в социальные и правовые институты уже феод. общества, складыванием сельского церковного прихода. Историографич. обобщения этого материала редки [А. Я. Гуревич, К. Модзелевский, К. Уикхэм (Великобритания)]. Община раннего Средневековья представляется сегодня объединением соседей, в котором коллективное регулирование с.-х. жизни, особенно земледелия (принудит. севообороты, коллективный выпас, чересполосица, упорядоченное пользование альмендой), ещё не играло определяющей роли; гл. общими делами были защита от врагов и диких зверей, поддержание правопорядка и выполнение обществ. повинностей перед государством, из хозяйств. занятий – совместное использование альменды, в т. ч. для нужд скотоводства.