МАРА́Т МАРА ЖАН ПОЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРА́Т, Мара (Marat) Жан Поль (21.5.1743, Будри, Швейцария – 13.7.1793, Париж), деятель Французской революции 18 в., издатель, публицист. Из семьи протестантского учителя (по др. данным, ремесленника), переехавшего с о. Сардиния в Швейцарию. В 1759–61 служил гувернёром в г. Бордо. В 1762–1765 изучал медицину в Париже, но курса не закончил. С 1765 жил в Лондоне, где возобновил изучение медицины (в 1775 получил диплом) и начал заниматься лит. деятельностью. В 1772 анонимно опубликовал филос. труд «Опыт о человеческой душе» («Essay on human soul»), в 1773 – его расширенную версию «Философский опыт о человеке» («Philosophical essay on man»), вышедшую в 1775 на франц. яз. под назв. «О человеке» («De l’Homme»). Сочинение встретило ироничный приём у ведущих философов-просветителей Вольтера и Д. Дидро. В 1774 выпустил работу «Цепи рабства» («Chains of slavery»), где на примере текущих политич. событий в Великобритании дал теоретич. обоснование необходимости революц. насилия. В 1775 вернулся во Францию, в 1777 получил место врача при дворе гр. Артуа (будущий франц. король Карл Х). Занимался исследованиями физич. природы огня. Добивался места в АН, проявил неразборчивость в средствах, из-за чего испортил себе репутацию в науч. сообществе и был им отвергнут. В 1780 опубликовал в Швейцарии юридич. труд «План уголовного законодательства» («Plan de législation criminelle»), где оправдывал кражу правом крадущего на существование. В 1784 лишился места врача, потеряв единственный источник дохода. В 1-й пол. 1789 опубликовал ряд политич. памфлетов с призывами к революц. насилию. 12.9.1789 начал выпуск ежедневной газ. «Publiciste parisien» [c 16.9. выходила под назв. «L’Ami du peuple» («Друг народа»), с 25.9.1792 – «Journal de la République française»]. Газета была весьма популярна в низших слоях общества и принесла М. известность. Её отличала резкая критика представителей всех властей, включая революц. большинство депутатов Учредит. и Законодат. собраний, а также постоянные призывы к физич. расправе над «врагами общества». Считая, что любая власть – как наследственная, так и выборная – угрожает свободе народа, а тот слишком «доверчив и простодушен», чтобы эту угрозу разглядеть, М. претендовал на роль гл. обличителя правителей. Из номера в номер он писал о «заговорах» против народа и требовал уничтожения его «врагов» во всё больших количествах: в июле 1789 говорил о необходимости казнить 500 чел., в кон. 1789 – 20 тыс. чел., в кон. 1792 – 270 тыс. чел. В янв. 1790 и июне – июле 1791 М. пытались привлечь к суду за подстрекательство к насилию, но оба раза ему удавалось бежать в Великобританию. После свержения монархии 10.8.1792 М. вошёл в состав повстанч. Коммуны Парижа. Призывы М. к расправам над «врагами революции» способствовали разжиганию настроений, которые привели к массовым убийствам парижским плебсом 2–4.9.1792 заключённых в тюрьмах. 9.9.1792 избран депутатом Конвента от Парижа. Входил в группу монтаньяров (см. Гора). На процессе над Людовиком XVI проголосовал за его казнь. Был одним из наиболее решительных противников жирондистов. Последние добились 12.4.1793 принятия Конвентом декрета о предании М. суду Революц. трибунала за призывы к насилию, но 24 апр. М. был оправдан и с триумфом вернулся в Конвент. Принял активное участие в подготовке антижирондистского восстания 31.5–2.6.1793, после которого слёг с тяжёлой болезнью, вызванной нервным перенапряжением. Убит в своём доме нормандской республиканкой Ш. Корде, рассчитывавшей таким способом остановить гражд. войну во Франции. После смерти М., наряду с М. Ж. Шалье и Л. М. Лепелетье, стал одной из центр. фигур республиканского культа «мучеников свободы», который использовался монтаньярами в 1793–94 для революц. пропаганды и оправдания политики террора.