Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

КРИ́ТИЙ (Κριτίας) (ок. 460–403 до н. э.), афин­ский по­ли­тич. дея­тель. Пред­ста­ви­тель древ­не­го ари­сто­кра­тич. ро­да. Уче­ник Со­кра­та и, воз­мож­но, Гор­гия. В 415 К. ока­зал­ся за­ме­шан­ным в скан­да­ле о гер­мо­ко­пи­дах (раз­ру­ши­те­лях изо­бра­же­ний бо­га Гер­ме­са), взвол­но­вав­шем афин­ское об­ще­ст­во на­ка­ну­не от­плы­тия фло­та в Си­ци­лию.

В 411 примк­нул к сто­рон­ни­кам оли­гар­хич. «ре­жи­ма Че­ты­рёх­сот», од­на­ко позд­нее со­дей­ст­во­вал при­ня­тию ре­ше­ния о воз­вра­ще­нии в Афи­ны Ал­ки­виа­да. Пред­по­ло­жи­тель­но в 407 был из­гнан из Афин и неск. лет на­хо­дил­ся в Фес­са­лии. По­сле по­ра­же­ния Афин в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не (431–404) К. в 404 вер­нул­ся на ро­ди­ну и стал чле­ном ко­ми­те­та пя­ти эфо­ров, опи­рав­ших­ся на под­держ­ку Спар­ты, за­тем во­шёл в со­став сфор­ми­ро­ван­ной «ко­мис­сии Три­дца­ти» («ти­ра­ния Три­дца­ти»), ру­ко­во­дил ею сна­ча­ла вме­сте с Фе­ра­ме­ном, за­тем еди­но­лич­но.

К. при­над­ле­жал к экс­тре­ми­ст­ско­му кры­лу ус­та­но­вив­ше­го­ся ре­жи­ма, до­бил­ся каз­ни ли­де­ра уме­рен­но­го на­прав­ле­ния Фе­ра­ме­на и ор­га­ни­зо­вал в Афи­нах мас­со­вый тер­рор про­тив со­гра­ж­дан. К. по­гиб в нач. 403 в сра­же­нии при Му­ни­хии, в ко­то­ром вой­ска «Три­дца­ти ти­ра­нов» бы­ли раз­би­ты от­ря­дом афин­ских де­мо­кра­тов под рук. Фра­си­бу­ла.

К. – ав­тор ря­да про­за­ич. и по­этич. про­из­ве­де­ний: не­сколь­ких ис­то­ри­ко-по­ли­тич. трак­та­тов («Афин­ская по­ли­тия», «Фес­са­лий­ская по­ли­тия» и «Ла­ке­де­мон­ская по­ли­тия»), «Афо­риз­мов» (в 2 кни­гах) и «Бе­сед» (в 2 кни­гах), а так­же соч. «О при­ро­де люб­ви, или О доб­ро­дете­лях» и по­со­бия по ри­то­ри­ке «Ора­тор­ские вве­де­ния». Из по­этич. про­из­веде­ний со­хра­ни­лись фраг­мен­ты по­эмы с вос­хва­ле­ни­ем Анак­ре­он­та и эле­гии, по­свя­щён­ной воз­вра­ще­нию в Афи­ны Ал­ки­виа­да. К. счи­та­ет­ся ав­то­ром 3 тра­ге­дий («Тенн», «Ра­да­манф», «Пе­ри­фой») и са­ти­ров­ской дра­мы «Си­зиф». Мн. идеи К. близ­ки воз­зре­ни­ям со­фис­тов. В ча­ст­но­сти, К. счи­тал, что бо­ги бы­ли вы­ду­ма­ны ра­зум­ны­ми людь­ми для обуз­да­ния че­ло­ве­че­ских стра­стей. Пла­тон при­хо­дил­ся К. пле­мян­ни­ком (или вну­ча­тым пле­мян­ни­ком) и сде­лал К. уча­ст­ни­ком не­ко­то­рых сво­их «Диа­ло­гов», а один из позд­них диа­ло­гов на­зван его име­нем.

Соч.: Diels H. Die Fragmente der Vorsokra­tiker. 5. Aufl. B., 1935. Bd 2; Ма­ко­вель­ский А. Со­фис­ты. Ба­ку, 1941. Вып. 2. С. 55–79.

Лит.: Фро­лов ЭД. Кри­тий, сын Кал­лес­хра, афи­ня­нин, – со­фист и ти­ран // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 2003. № 4.

Вернуться к началу