КАЛЕ́
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЕ́ (Calais), город на севере Франции, в регионе Нор – Па-де-Кале (Северный), деп-т Па-де-Кале. Нас. 72,9 тыс. чел. (2008; с пригородами ок. 100 тыс. чел.). Расположен на побережье прол. Па-де-Кале, в наиболее узкой его части (33 км), напротив брит. порта Дувр. Порт (грузооборот 41,5 млн. т в 2006; 4-е место во Франции после Марселя, Гавра и Дюнкерка); гл. европ. пассажирский порт по сообщению с Великобританией (11,5 млн. пассажиров, 2006). Связан с брит. портом Фолкстон тоннелем (т. н. Евротоннель, 1994; длина ок. 51 км, в т. ч. подводная часть ок. 39 км; скоростное ж.-д. сообщение). Высокоскоростными ж.-д. линиями соединён с Парижем и Лондоном (время в пути от Парижа до Лондона ок. 2,5 ч), Брюсселем. Паромное сообщение с Дувром (Великобритания). Каналами связан с водными путями севера Франции. Узловой пункт сети телекоммуникац. кабелей, проложенных под прол. Ла-Манш.
Рыбацкое поселение на месте К. известно с 8 в. Как город впервые упоминается в документах 1181 (владение Жерара де Гельдра, графа Булонского). По др. данным, основан в 1173 Маттиасом Эльзасским, графом Булонским. В 1224 Филипп Юрепель, граф Булонский, сын короля Филиппа II Августа, построил вокруг города крепостные сооружения, усилив его стратегич. значение. В ходе Столетней войны 1337–1453 в 1346 К. осаждён англичанами и взят ими после 11-месячной блокады. Находился под властью Англии до 1558, чему способствовало соперничество между королями Франции и герцогами Бургундскими, предпочитавшими видеть город в руках англичан, нежели во власти соперника. Присоединение Бургундии к Франции (1477) предопределило дальнейшую судьбу К. В янв. 1558 франц. войска без труда овладели городом, по Като-Камбрезийскому миру 1559 Англия окончательно передала его Франции за выкуп в 500 тыс. экю. В 1596 К. оккупирован исп. войсками, в 1598 возвращён Франции по условиям мирного договора в Вервене между Генрихом IV и Филиппом II. В период наполеоновских войн рассматривался в качестве гл. опорного пункта при осуществлении планировавшегося французами вторжения в Англию. В годы 1-й мировой войны неоднократно подвергался возд. бомбардировкам с герм. цепеллинов. Во время 2-й мировой войны оккупирован войсками нацистской Германии (май 1940) и вместе с прилегающим районом включён в состав Бельгии. В февр. 1945 только что освобождённый союзниками город брит. авиация по ошибке подвергла массированной бомбардировке, в результате которой было уничтожено большинство ср.-век. памятников. С 1945 в составе Франции.
Здание мэрии с колокольней, или «беффруа» (нач. 20 в.; включена в список Всемирного наследия), дозорная башня (13 в.), ц. Нотр-Дам (13–15 вв.), фортификац. сооружения 17 в. Монумент «Граждане Кале» (1885–89, установлен в 1895, скульптор О. Роден). Кампус Ун-та Побережья. Музеи: изобразит. искусств и кружева, 2-й мировой войны.
В сфере услуг занято св. 68% работающих (нач. 21 в.), её ведущий сектор – транспорт и логистика (ок. 1/3 всех работающих; крупнейшие компании – франц.-брит. «Eurotunnel Services Gie», «SeaFrance SA», брит. «P&O Ferries Ltd.»). В пром-сти (ок. 23% работающих) традиционно развиты текстильное и швейное производства, в т. ч. изготовление кружев, выпуск готового платья, белья, трикотажа (фирмы «Noyon Lucien et Cie SA», «Desseilles Textiles SA», «Darquer Dentelles SA»). Предприятия электротехнич. (подводные телекоммуникац. кабели, электрич. кабели и др.), химич. (органич. химич. вещества), пищевой пром-сти. Произ-во пром. фильтров, электродов, металлоизделий, игрушек.