Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЕ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 488

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Ачкасова, П. П. Черкасов

КАЛЕ́ (Calais), го­род на се­ве­ре Фран­ции, в ре­гио­не Нор – Па-де-Ка­ле (Се­вер­ный), деп-т Па-де-Ка­ле. Нас. 72,9 тыс. чел. (2008; с при­го­ро­да­ми ок. 100 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье прол. Па-де-Ка­ле, в наи­бо­лее уз­кой его час­ти (33 км), на­про­тив брит. пор­та Дувр. Порт (гру­зо­обо­рот 41,5 млн. т в 2006; 4-е ме­сто во Фран­ции по­сле Мар­се­ля, Гав­ра и Дюн­кер­ка); гл. ев­роп. пас­са­жир­ский порт по со­об­ще­нию с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей (11,5 млн. пас­са­жи­ров, 2006). Свя­зан с брит. пор­том Фолк­стон тон­не­лем (т. н. Ев­ро­тон­нель, 1994; дли­на ок. 51 км, в т. ч. под­вод­ная часть ок. 39 км; ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние). Вы­со­ко­ско­ро­ст­ны­ми ж.-д. ли­ния­ми со­еди­нён с Па­ри­жем и Лон­до­ном (вре­мя в пу­ти от Па­ри­жа до Лон­до­на ок. 2,5 ч), Брюс­се­лем. Па­ром­ное со­об­ще­ние с Дув­ром (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Ка­на­ла­ми свя­зан с вод­ны­ми пу­тя­ми се­ве­ра Фран­ции. Уз­ло­вой пункт се­ти те­ле­ком­му­ни­кац. ка­бе­лей, про­ло­жен­ных под прол. Ла-Манш.

Ры­бац­кое по­се­ле­ние на мес­те К. из­вест­но с 8 в. Как го­род впер­вые упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­тах 1181 (вла­де­ние Же­ра­ра де Гельд­ра, гра­фа Бу­лон­ско­го). По др. дан­ным, ос­но­ван в 1173 Мат­тиа­сом Эль­зас­ским, гра­фом Бу­лон­ским. В 1224 Фи­липп Юре­пель, граф Бу­лон­ский, сын ко­ро­ля Фи­лип­па II Ав­гу­ста, по­стро­ил во­круг го­ро­да кре­по­ст­ные со­ору­же­ния, уси­лив его стра­те­гич. зна­че­ние. В хо­де Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453 в 1346 К. оса­ж­дён анг­ли­ча­на­ми и взят ими по­сле 11-ме­сяч­ной бло­ка­ды. На­хо­дил­ся под вла­стью Анг­лии до 1558, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду ко­ро­ля­ми Фран­ции и гер­цо­га­ми Бур­гунд­ски­ми, пред­по­чи­тав­ши­ми ви­деть го­род в ру­ках анг­ли­чан, не­же­ли во вла­сти со­пер­ни­ка. При­сое­ди­не­ние Бур­гун­дии к Фран­ции (1477) пре­до­пре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу К. В янв. 1558 франц. вой­ска без тру­да ов­ла­де­ли го­ро­дом, по Ка­то-Кам­бре­зий­ско­му ми­ру 1559 Анг­лия окон­ча­тель­но пе­ре­да­ла его Фран­ции за вы­куп в 500 тыс. экю. В 1596 К. ок­ку­пи­ро­ван исп. вой­ска­ми, в 1598 воз­вра­щён Фран­ции по ус­ло­ви­ям мир­но­го до­го­во­ра в Вер­ве­не ме­ж­ду Ген­ри­хом IV и Фи­лип­пом II. В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ских войн рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве гл. опор­но­го пунк­та при осу­ще­ст­в­ле­нии пла­ни­ро­вав­ше­го­ся фран­цу­за­ми втор­же­ния в Анг­лию. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся возд. бом­бар­ди­ров­кам с герм. це­пел­ли­нов. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван вой­ска­ми на­ци­ст­ской Гер­ма­нии (май 1940) и вме­сте с при­ле­гаю­щим рай­оном вклю­чён в со­став Бель­гии. В февр. 1945 толь­ко что ос­во­бо­ж­дён­ный со­юз­ни­ка­ми го­род брит. авиа­ция по ошиб­ке под­верг­ла мас­си­ро­ван­ной бом­бар­ди­ров­ке, в ре­зуль­та­те ко­то­рой бы­ло унич­то­же­но боль­шин­ст­во ср.-век. па­мят­ни­ков. С 1945 в со­ста­ве Фран­ции.

Зда­ние мэ­рии с ко­ло­коль­ней, или «беф­фруа» (нач. 20 в.; вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), до­зор­ная баш­ня (13 в.), ц. Нотр-Дам (13–15 вв.), фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ния 17 в. Мо­ну­мент «Гра­ж­да­не Ка­ле» (1885–89, ус­та­нов­лен в 1895, скульп­тор О. Ро­ден). Кам­пус Ун-та По­бе­ре­жья. Му­зеи: изо­бра­зит. ис­кусств и кру­же­ва, 2-й ми­ро­вой вой­ны.

В сфе­ре ус­луг за­ня­то св. 68% ра­бо­таю­щих (нач. 21 в.), её ве­ду­щий сек­тор – транс­порт и ло­ги­сти­ка (ок. 1/3 всех ра­бо­таю­щих; круп­ней­шие ком­па­нии – франц.-брит. «Eurotunnel Services Gie», «SeaFrance SA», брит. «P&O Ferries Ltd.»). В пром-сти (ок. 23% ра­бо­таю­щих) тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты тек­стиль­ное и швей­ное про­из­вод­ст­ва, в т. ч. из­го­тов­ле­ние кру­жев, вы­пуск го­то­во­го пла­тья, бе­лья, три­ко­та­жа (фир­мы «Noyon Lu­cien et Cie SA», «Desseilles Textiles SA», «Darquer Dentelles SA»). Пред­при­ятия элек­тро­тех­нич. (под­вод­ные те­ле­ком­му­ни­кац. ка­бе­ли, элек­трич. ка­бе­ли и др.), хи­мич. (ор­га­нич. хи­мич. ве­ще­ст­ва), пи­ще­вой пром-сти. Про­из-во пром. фильт­ров, элек­тро­дов, ме­тал­ло­из­де­лий, иг­ру­шек.

Вернуться к началу