И ЦЗИН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И ЦЗИН (Чжан Вэньмин) [635, Цичжоу (ныне Личэн, пров. Шаньдун) – 713, Чанъань (ныне Сиань)], кит. буддийский монах-паломник, один из крупнейших переводчиков канонич. лит-ры. В 13–14 лет принял постриг в монастыре у чаньского наставника Хуй Чжи, учился у патриархов школы устава-винаи (люй цзун) Фа Ли (569–635) и Дао Сюаня (596–667). Под влиянием путешествий Сюань Цзана ИЦ. в 671 отправился в Индию, где изучал буддизм и приобщался к его святыням. В мон. Наланда постигал хинаяну (сяо шэн; см. Тхеравада) и махаяну (да шэн), йогу, медитацию «созерцания средины» (чжун гуань), логику и учение «Абхидхарма-коши» (цзюй шэ). В 695, посетив более 30 государств и собрав ок. 400 томов (бу) санскритской Трипитаки (см. Типитака), св. 500 тыс. шлок гимнов (гатх) и 300 священных реликвий, вернулся в Лоян. Вместе с буддийским монахом Шикшанандой (652–710) и др. перевёл с санскрита на кит. яз. «Хуа янь цзин» (санскр. «Аватамсака-сутра» – «Сутра цветущей гирлянды»). В 700–711 занимался самостоят. переводч. деятельностью, переводил сутры, шастры и уставы-виная, в т. ч. собрание тантрич. заклинаний (дхарани) «тайной школы» (ми цзун). Автор трактатов «Нань хай цзи гуй нэй фа чжуань» («Предание о дхарме, пребывавшей в [странах] Южных морей и вернувшейся в Китай») и «Дай Тан си юй цю фа гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов, взыскавших дхарму в западных землях при Великой [династии] Тан»), в которых содержатся ценные сведения об обрядах и обычаях буддистов Тибета, Непала, Индии и стран Юго-Вост. Азии. ИЦ. полагал, что суть махаяны составляют медитативное «созерцание средины» и йога, приводящие к нирване (непань) и раскрывающиеся в учении о высшей мудрости-праджне (божэ-сюэ), подчёркивал идейное единство всего многообразия канонич. лит-ры и особую значимость соблюдения строгих правил в обыденной жизни, нарушение которых может привести к греху.