Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́ЛУ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Дандамаев

И́ЛУ (ilu), об­щий тер­мин для обо­зна­че­ния бо­жеств в ас­си­рий­ском и ва­ви­лон­ском диа­лек­тах ак­кад­ско­го яз. Сход­ные фор­мы это­го сло­ва за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны и в ря­де др. зап.-се­мит­ских язы­ков (напр., «эл» в фи­ни­кий­ском и др.-ев­рей­ском, «ил» в уга­рит­ском). Обыч­но бо­гов пред­став­ля­ли в ан­тро­по­морф­ном ви­де и изо­бра­жа­ли в ви­де ста­туй, ук­ра­шен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и кам­ня­ми. Со­хра­ни­лось так­же мно­же­ст­во изо­бра­же­ний бо­гов на пе­ча­тях. Бо­ги де­ли­лись на три груп­пы: бо­же­ст­ва обое­го по­ла разл. го­род­ских пан­те­о­нов; лич­ные бо­ги отд. лиц; де­мо­ны и ду­хи до­б­ра и зла. По­след­них час­то пред­став­ля­ли в ви­де чу­до­вищ. Счи­та­лось, что боль­шин­ст­во бо­гов оби­та­ло на не­бе­сах (напр., бог солн­ца Ша­маш) или в под­зем­ном ми­ре, од­на­ко не­ко­то­рые из них име­ли ре­зи­ден­ции и на зем­ле (напр., Эн­лиль в Нип­пу­ре, а до­мом Мар­ду­ка счи­та­лось его свя­ти­ли­ще Эса­ги­ла в Ва­ви­ло­не). В позд­них ас­сир. и ва­ви­лон­ских тек­стах сло­во «И.» ино­гда упот­реб­ля­лось так­же по от­но­ше­нию к к.-н. од­но­му бо­гу и во мн. ч. (ila̅ni и др. фор­мы). Не­ко­то­рые ца­ри и ге­рои по­сле смер­ти обо­же­ст­в­ля­лись (напр., ле­ген­дар­ный царь Уру­ка Гиль­га­меш).

Лит.: [Lambert W. G.]. Gott: Nach Akkadi­schen Texten // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. B., 1971. Bd 3. Lfg 8.

Вернуться к началу