МУРАТОВА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРА́ТОВА Кира Георгиевна (р. 5.11.1934, Сороки, Румыния, ныне г. Сорока, Молдавия – 6.6.2018, Одесса), рос. и укр. кинорежиссёр, сценарист, нар. арт. УССР (1990). В 1959 окончила режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). С 1961 режиссёр Одесской киностудии. Первый полнометражный ф. «Наш честный хлеб» (1964, совм. с А. И. Муратовым) посвящён проблемам совр. деревни. С ф. «Короткие встречи» (1968, М. в роли Валентины Ивановны) – экзистенциальной драмы в новаторской для сов. кино стилистике – начала проявляться самостоят. манера М., выражающаяся в своеобразии её киномира, персонажам которого не дано услышать и понять друг друга. В лирико-психологич. драме о сложных взаимоотношениях матери и сына «Долгие проводы» (1972; пр. Мкф в Локарно, 1987) за болезненно-безысходной интонацией читается трагич. ощущение расставания с надеждами и иллюзиями «оттепели». Позиция офиц. критики, обвинения в отходе от принципов социалистического реализма в 1960–70-е гг. затрудняли выход картин М. в широкий прокат. После 7 лет простоя М. сняла ф. «Познавая белый свет» (1979) – ироничную притчу о том, как надежды строителей нового города разбиваются о привычную серость будней, положив начало формированию нового – призрачного, карнавально-эстетского режиссёрского языка. Фильм «Среди серых камней» (1983, М. выступила под псевд. Иван Сидоров) отразил атмосферу «позднего застоя». В кон. 1980-х – 1990-х гг. работы М. триумфально возвратились к зрителю – «Короткие встречи», «Долгие проводы» и «Среди серых камней» повторно были выпущены в прокат и получили междунар. признание. В 1988 вышел фильм-предчувствие «Перемена участи», отличающийся абсолютной свободой и оригинальностью режиссёрского почерка. Действие происходит в условной стране, где угадывается состояние хаоса и духовного распада 1990-х гг. Широкую известность получил ф. «Астенический синдром» (1990, пр. Мкф в Зап. Берлине) – первый в отеч. кино целостный портрет общества на сломе эпох во всех его социальных и ментальных проявлениях. Сложившийся киномир М. с предельным остранением и ярко выраженной некоммуникабельностью чудаковатых и наивных персонажей предстаёт в фильмах «Чувствительный милиционер» (1992) и «Увлеченья» (1994, пр. Мкф в Локарно). Безжалостный и саркастич. взгляд придаёт новые оттенки «чёрным комедиям» «Три истории» (1997) и «Второстепенные люди» (2001). В ф. «Чеховские мотивы» (2002) категории божественного и вечного, сталкиваясь с cиюминутным, обнажают его ничтожность и суетность. Яркой удачей стал ф. «Настройщик» (2004) – образ совр. мира обмана и пустоты, в котором гротесковая режиссёрская манера парадоксально сочетается со стилистикой лирико-психологич. драмы. В 2006 М. поставила ф. «Два в одном», в 2009 – «Мелодию для шарманки» (пр. Мкф в Москве), в 2012 – «Кинопробы. Однокурсники». М. – автор и соавтор сценариев мн. своих картин. Гос. пр. Украины им. Т. Г. Шевченко (1993).