ФО́РМАН МИЛОШ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́РМАН (Forman) Милош (18.2.1932, Часлав, Чехословакия – 13.4.2018, Данбери, штат Коннектикут, США), чеш. и амер. режиссёр. В 1954 окончил сценарный ф-т Киноакадемии в Праге. В 1954–56 работал на ТВ. В 1958 дебютировал как сценарист трагикомедией «Щенки» и драмой «Волчья западня». В 1958–62 драматург и режиссёр шоу-театра «Латерна магика» (Прага). В 1963 поставил документальный ф. «Конкурс», в 1964 – игровой ф. «Чёрный Пётр», снятый посредством «спонтанной», полуимпровизац. съёмки. В ф. «Любовные похождения блондинки» (1965) воплощено принципиально новое для чеш. кинематографии пространство жизни, освобождающейся от прессинга социалистического реализма. В 1967 выпустил социальную комедию «Гори, моя паненка» («Бал пожарных»). В 1968 эмигрировал в США, где поставил трагикомедию «Отрыв» (1971, Гран-при Мкф в Канне). Междунар. признание принесла кинопритча «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975, 5 пр. «Оскар»). В 1979 экранизировал мюзикл «Волосы» Г. Макдермотта (о движении хиппи). Кредо режиссёра – размышление о путях свободы, воплощённое в чётком стиле многофигурного реалистич. киноромана, наполненное тонкой иронией и парадоксальным ви́дением. Пронизанное горечью осмысление противоречивого сознания 20 в. выразилось в ф. «Рэгтайм» (1981). Успешной и знаменитой стала историко-биографич. картина «Амадей» (1984, пр. «Оскар»). В 1989 поставил ф. «Вальмон» по мотивам романа «Опасные связи» Ш. де Лакло, превратив нравоучительный сюжет в сложную психологич. драму. Противостоянию неординарной индивидуальности совр. амер. социуму посвящены биографич. ленты «Народ против Ларри Флинта» о редакторе порножурнала «Хастлер» (1996, Гран-при Мкф в Берлине) и «Человек на Луне» о шоумене Э. Дж. Кауфмане (1999, пр. Мкф в Берлине). В историч. драме «Призраки Гойи» (2006) Ф. вышел на религ. размышления о двойственной природе человека. В 2012 поставил ф. «Призрак Мюнхена». Выступал также как продюсер и сценарист.