Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«НЬЮ-ЙОРК СИ́ТИ БАЛЛЕ́»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
«Нью-Йорк сити балле». Сцена из балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона. Хореограф Дж. Баланчин.

«НЬЮ-ЙОРК СИ́ТИ БАЛЛЕ́» («New York Ci­ty Ballet»), амер. ба­лет­ная труп­па. Ос­но­ва­на в 1948 в Нью-Йор­ке на ба­зе Шко­лы амер. ба­ле­та (соз­да­на в 1934 Дж. Ба­лан­чи­ным и Л. Кёр­стай­ном), «Аме­ри­кан бал­ле» (1935–38), «Бал­ле ка­ра­ван» (1936–38), «Аме­ри­кан бал­ле ка­ра­ван» (1941), «Бал­ле со­сай­е­ти» (1946), в чей ре­пер­ту­ар, по­ми­мо по­ста­но­вок Ба­лан­чи­на, вхо­ди­ли ба­ле­ты У. Дол­ла­ра, Л. Кри­стен­се­на и др., а в чис­ле ар­ти­стов бы­ли Л. и Х. Кри­стен­се­ны, Ю. Ло­ринг, Т. Бо­лен­дер, Н. Ма­галь­я­нес. По­лу­чив в 1948 совр. назв., труп­па ста­ла ба­лет­ной ком­па­ни­ей Нью-Йорк­ско­го гор. цен­тра му­зы­ки и дра­мы, в 1964 пе­ре­еха­ла в по­стро­ен­ный для неё по про­ек­ту Ба­лан­чи­на Нью-Йорк­ский гос. те­атр (ны­не Театр им. Д. Ко­ка) в Лин­кольн-цен­тре. Ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром стал Кёр­стайн, худ. рук. – Ба­лан­чин. Пер­вая про­грам­ма вклю­ча­ла спек­так­ли Ба­лан­чи­на: «Кон­чер­то ба­рок­ко» на му­зы­ку И. С. Ба­ха (1940), «Сим­фо­ния до ма­жор» на му­зы­ку Ж. Би­зе (1947), «Ор­фей» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1948). В даль­ней­шем хо­рео­граф по­ста­вил для «Н.-Й. с. б.» ба­ле­ты: на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го – «Се­ре­на­да» (1934), «Бал­ле эм­пе­ри­аль» (1941), «Allegro brillante» (1956), «Мо­цар­тиа­на» (1981); Стра­вин­ско­го – «Апол­лон» (1937), «Жар-пти­ца» (1949; 1970 – совм. с Дж. Роб­бин­сом), «Агон» (1957), «Сим­фо­ния в трёх дви­же­ни­ях» (1972); П. Хин­де­ми­та – «Че­ты­ре тем­пе­ра­мен­та» (1946); Х. Кея – «Сим­фо­ния даль­не­го За­па­да» (1954); А. Ве­бер­на – «Эпи­зо­ды» (1959); Дж. Гер­шви­на – «Не всё ли рав­но?» (1970), и др. По­ми­мо ори­ги­наль­ных од­но­акт­ных бес­сю­жет­ных ба­ле­тов, Ба­лан­чин по­ста­вил пол­но­мет­раж­ные – «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1954), «Сон в лет­нюю ночь» на му­зы­ку Ф. Мен­дель­со­на (1962), «Дон Ки­хот» Н. Д. На­бо­ко­ва (1965). Ре­пер­ту­ар труп­пы вклю­чал так­же со­кра­щён­ные (од­но­акт­ные) вер­сии клас­сич. по­ста­но­вок: 2-я кар­ти­на «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» Чай­ков­ско­го (1951), «Ва­риа­ции Рай­мон­ды» А. К. Гла­зу­но­ва (1961), «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба (1974), «Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но (из опе­ры «Фа­уст», 1975). Важ­ное зна­че­ние для творч. раз­ви­тия кол­лек­ти­ва име­ли спек­так­ли Роб­бин­са (в труп­пе с 1949), сре­ди ко­то­рых: «Клет­ка» на му­зы­ку Стра­вин­ско­го (1951), «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» на му­зы­ку К. Де­бюс­си (1953), «Кон­церт» (1956), «Тан­цы на ве­че­рин­ке» (1969) и «В но­чи» (1970) на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на, «Гольд­берг-ва­риа­ции» на му­зы­ку Ба­ха (1971), «Ва­риа­ции на те­му Диб­бу­ка» на му­зы­ку Л. Берн­стай­на (1974). Сре­ди вы­даю­щих­ся ис­пол­ни­те­лей, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в со­труд­ни­че­ст­ве с Ба­лан­чи­ным и Роб­бин­сом: Д. Адамс, Ж. д’Ам­буаз, К. фон Ароль­дин­ген, Э. Вил­ле­ла, А. Кент, Г. Кирк­ланд, Т. Лек­лерк, А. Лю­дерс, П. Мак-Брайд, П. Мар­тинс, А. Мит­челл, Ма­рия Тол­чиф, С. Фар­релл, М. Хей­ден, А. Эг­лев­ски, М. Эш­ли. В 1978–79 со­лис­том труп­пы был М. Н. Ба­рыш­ни­ков. С 1981 ком­па­ни­ей со­вме­ст­но ру­ко­во­ди­ли Дж. Ба­лан­чин, Дж. Роб­бинс, Дж. Та­рас и П. Мар­тинс, в 1983–89 – Роб­бинс и Мар­тинс, далее – Мар­тинс. В ос­но­ве ре­пер­туа­ра ос­та­ют­ся ба­ле­ты Ба­лан­чи­на и Роб­бин­са, об­рет­шие ста­тус ми­ро­вой клас­си­ки и сим­во­ли­зи­рую­щие амер. ба­лет­ный стиль. Для труп­пы так­же ста­ви­ли: У. Фор­сайт («Her­man Schmerman» на му­зы­ку Т. Ви­лем­са, 1992), К. Уил­дон («По­ли­фо­ния» на музы­ку Д. Ли­ге­ти, 2001; «Мес­то для нас» на му­зы­ку А. Пре­ве­на и Л. Берн­стай­на, 2013), А. О. Рат­ман­ский («Рус­ские се­зо­ны» на му­зы­ку Л. А. Де­сят­ни­ко­ва, 2006; «Concerto DSCH» на му­зы­ку Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, 2008; «На­му­на» на му­зы­ку Э. Ла­ло, 2010), Й. Эло («За­та­чи­вая до ост­ро­ты» на му­зы­ку Г. И. Ф. фон Би­бе­ра и А. Ви­валь­ди, 2006), Б. Миль­пье («По­че­му ме­ня нет там, где ты» на му­зы­ку Т. Эс­кей­ча, 2010), Дж. Пек («Год кро­ли­ка» на му­зы­ку С. Сти­вен­са, 2012). Сре­ди ве­ду­щих со­лис­тов: Э. Бау­дер, П. Бо­ул, Д. Вет­цель, В. Ви­лан, М. Ка­ле­га­ри, Д. Ки­ст­лер, М. Ков­ро­ски, Р. Ла Фосс, Х. Де Лус, Н. Мар­тинс, Дж. Рин­гер, Дж. Со­то, И. Сти­фел, Н. Хюб­бе, А. Эванс.

Лит.: Kirstein L. The New York City Ballet. N. Y., 1973; Union Jack: the New York City Bal­let. N. Y., 1977; Chujoy A. The New York City Ballet: the first twenty years. N. Y., 1982; Tributes: celebrating fifty years of New York City Ballet. N. Y., 1998; Garafola L., Foner E. Dance for a city. N. Y., 1999; Joseph CM. Stravinsky and Balanchine: a journey of invention. New Haven, 2002; Вол­ков С. Стра­сти по Чай­ков­ско­му: Раз­го­во­ры с Д. Ба­лан­чи­ным. М., 2004; Су­риц Е. Я. Ба­лет и та­нец в Аме­ри­ке: очер­ки ис­то­рии. Ека­те­рин­бург, 2004; Fi­sher B. In Balanchine’s company: a dancer’s memoir. Middletown, 2006; Ле­вен­ков О. Д. Ба­лан­чин. Часть пер­вая. Пермь, 2007; Wal­c­zak B. Balanchine the teacher: fundamentals that shaped the first generation of New York Ci­ty Ballet dancers. Gainesville, 2008; Kent A. Once a dancer: an autobiography. Gainesville, 2009.

Вернуться к началу