ДИСНЕ́Й ДИСНИ УОЛТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИСНЕ́Й, Дисни (Disney) Уолт (наст. имя Уолтер Элайас) (5.12.1901, Чикаго – 15.12.1966, Лос-Анджелес), амер. режиссёр, художник, продюсер. Родился в семье выходцев из Ирландии. С 1917 учился в Высшей школе Мак-Кинли и Академии изящных искусств (Чикаго). С 1918 на воен. службе. С 1919 художник-карикатурист в Канзас-Сити, где вместе с Ю. Айверксом создал студию «Iwerks-Disney Commercial Artists» (создавали «Смехограммы» – короткие фильмы, которые демонстрировались перед киносеансом, и др.). С 1920 в компании «Newman’s Laugh-O-Grams» (в серии фильмов «Алиса в стране мультипликации» совмещались актёр и рисованная анимация). В 1923 основал в Голливуде собств. компанию «The Walt Disney Company» (первоначально под назв. «Disney Brothers Cartoon Studio»). В 1926 Д. начал выпускать серию фильмов «Освальд – счастливый кролик». В 1928 в немом ф. «Безумный аэроплан» появился новый персонаж – мышонок Микки Маус, полностью проявивший свой характер в звуковом ф. «Пароходик Вилли» (1928; гармоничное соединение музыки и шумов с действием и поведением персонажей). В 1929 вышел «Танец скелетов» на муз. К. Сен-Санса, положивший начало серии «Забавных симфоний». Героями большинства выпусков были Микки Маус, утёнок Дональд Дак, пёс Плуто и др. постоянные персонажи фильмов Д. Особым успехом пользовался ф. «Три поросёнка» (1933, пр. «Оскар»). Уже в нач. 1930-х гг. отчётливо проявились осн. черты худож. метода Д., в основу которого был положен принцип очеловечивания животных, наделения их чертами и психикой «среднего американца». Д. реформировал амер. анимационное кино, возродив в нём лучшие традиции комич. школы М. Сеннетта; особая изобретательность проявлялась в разработке и построении трюка. Стиль Д. был закреплён поточной технологией производства. В 1933 Д. одним из первых перешёл к выпуску цветных фильмов, используя разработанный в США метод «Technicolor». В сер. 1930-х гг. фильмы Д. постепенно завоевали европ. и мировой кинорынок, оказывая существенное влияние на развитие анимац. кино во многих странах. Начиная с ф. «Белоснежка и семь гномов» (1938, пр. «Оскар», пр. Мкф в Венеции) Д. обратился к полнометражным картинам. Успехом пользовались фильмы «Пиноккио» (1939), «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941) и особенно «Бэмби» (1942) – поэтич. рассказ об оленёнке. В годы 2-й мировой войны студия Д. выпускала пропагандистские и учебные фильмы; в дальнейшем возобновился выпуск преим. полнометражных рисованных картин: «Золушка» (1950, пр. Мкф в Венеции), «Алиса в стране чудес» (1951), «Питер Пэн» (1953), «Леди и бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1958), «Сто один далматинец» (1961), «Мэри Поппинс» (1965), «Книга джунглей» (1967) и др. В 1955 Д. создал увеселит. детский парк Диснейленд (штат Калифорния), в котором ряд аттракционов воспроизводит образы его фильмов. Удостоен пр. «Оскар» ок. 30 раз. На рубеже 20–21 вв. «The Walt Disney Company» – один из лидеров мировой индустрии развлечений (включает в т. ч. студии «Walt Disney Pictures», «Touchstone Pictures», «Hollywood Pictures», «Miramax Films», систему парков Диснейленд в США, Франции и др., теле- и радиостанции). Награждён орденом Почётного легиона.