ОЛИВЕ́ЙРА МАНУЭЛ КАНДИДУ ДИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЛИВЕ́ЙРА (Oliveira) Мануэл Кандиду ди (11.12.1908, Порту – 2.4.2015, там же), португ. кинорежиссёр. В юности был атлетом, циркачом-акробатом. Как режиссёр дебютировал короткометражным документальным ф. «Дору, тяжёлый труд на реке» (1931). Первый игровой ф. «Глупый Аника» (1942) рассказывал о жизни детей Порту. Повседневной культуре и обычаям региона посвящены и др. ленты 1930–40-х гг., снятые под влиянием киноавангарда (см. Авангардизм). Самобытность кинематографа О. ярко проявилась в период после Апрельской революции 1974. Часто используя мотивы португ. писателей и классиков мировой лит-ры («Бенильда, или Богоматерь» по пьесе Ж. Режиу, 1975; «Губительная любовь» по роману К. Каштелу Бранку, 1979; «Атласная туфелька» по П. Клоделю, 1985), О. не «экранизировал» и не «интерпретировал» текст, а «снимал» его на камеру, как снимают пейзаж или лицо человека. В понимании режиссёра кинематографичными могли быть и показанная на экране книжная страница, и произносимые актёром в кадре слова, и читающий тот же текст закадровый голос. Нередко даже в названиях его фильмов подчёркивалась особая роль слова («Письмо», 1999, пр. Мкф в Канне; «Слово и утопия», 2000; «Говорящий фильм», 2003). Неожиданность замысла и его воплощения – отличит. черта творчества О. В 1988 он поставил мюзикл об аристократах-людоедах «Каннибалы», в 1991 – «Божественную комедию» по поэме Данте (пр. Мкф в Венеции), где, «усыпляя» внимание зрителя монотонными абстрактными диалогами о судьбах мировой культуры, добивался эффекта взрывами внезапной экспрессии. Старейший из получивших мировое признание режиссёров нач. 21 в., О. избрал своими гл. темами иконоборчество, связь божественного и дьявольского, крах нац. мифологий, любовные фрустрации, меланхолию старости, дыхание смерти, отношения иск-ва и жизни. При этом в его фильмах много эксцентрич. юмора. Так, в ф. «Долина Авраама» (1993) пафосный монолог о закате зап. цивилизации прерывается вторжением кошки, которую чья-то невидимая рука вбрасывает в пространство кадра; в новелле «Единственная встреча» (киноальманах к 60-й годовщине Каннского фестиваля «У каждого своё кино», 2007) встреча Н. С. Хрущёва с папой Иоанном XXIII стилизована под чёрно-белый немой скетч и озвучена музыкой Э. Сати. С сер. 1990-х гг. место малоизвестных португ. актёров, которых О. обычно занимал в своих картинах, заняли звёзды мировой величины: К. Денёв и Дж. Малкович («Монастырь», 1995), М. Мастроянни («Путешествие к началу мира», 1997) и др. Среди др. фильмов: «Я возвращаюсь домой» (2001), «Красавица навсегда» (2006), «Христофор Колумб – загадка» (2007), «Странный случай Анжелики» (2010), «Гебо и тень» (2012). Премии за вклад в киноискусство: Мкф в Венеции (1985, 2004), Мкф в Локарно (1992), Мкф в Берлине (2009).
Лит.: World film directors. N. Y., 1987. Vol. 1: 1890–1945; Плахов А. С. Режиссеры настоящего. СПб., 2008. Т. 1: Визионеры и мегаломаны; Долин А. Уловка ХХI: Очерки кино нового века. М., 2010.
А. С. Плахов.