УРУСЕ́ВСКИЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УРУСЕ́ВСКИЙ Сергей Павлович [10(23).12.1908, С.-Петербург – 12.11.1974, Москва], рос. оператор, режиссёр, засл. деятель искусств РСФСР (1951). В 1929 окончил Ленингр. худож.-пром. техникум, в 1935 – Ин-т изобразительных искусств в Москве (мастерская В. А. Фаворского). Операторский дебют – «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941). В годы Вел. Отеч. войны фронтовой кинооператор. Импрессионистич. утончённости и нюансировки светового рисунка добился в ф. «Сельская учительница» (1947; Гос. пр. СССР, 1948). Следовал традиционно-реалистич. канону в фильмах «Алитет уходит в горы» (1950), «Кавалер Золотой Звезды» (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Возвращение Василия Бортникова» (1953), «Урок жизни» (1955), «Сорок первый» (1956) и др. Творч. взлёт начался в совместной работе с реж. М. К. Калатозовым. В ф. «Летят журавли» (1957, приз Мкф в Канне), отчасти воскрешая элементы экспрессионистич. кинематографа 1920-х гг., У. применил новаторские приёмы композиции кадра, максимально соответствующей внутр. состоянию героев, использовал короткофокусную оптику, съёмки ручной камерой, психологически заостряя визуальные образы, добиваясь предельного эффекта зрительского соучастия (впоследствии принцип получил назв. «субъективная камера»). Развил эти приёмы в ф. «Неотправленное письмо» (1960). Шедевром операторского иск-ва стал фильм-притча «Я – Куба» (1964), снятый только ручной камерой, характеризующийся необычайной остротой композиционной выразительности и изобилующий технич. открытиями, привнёсшими в ленту дополнит. худож. и концептуальные смыслы. Режиссёрский дебют – «Бег иноходца» (1970). В 1973 на экраны вышел поставленный и снятый У. поэтич. фильм о С. А. Есенине «Пой песню, поэт…» – череда операторских находок (открыл в критике термин «операторское кино»). Как живописец У. участвовал в ряде худож. выставок.