СТО́ЛПЕР АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТО́ЛПЕР Александр Борисович [30.7 (12.8).1907, Двинск Витебской губ., ныне Даугавпилс, Латвия – 11.1.1979, Москва], рос. кинорежиссёр, засл. деят. искусств (1964), нар. арт. СССР (1977). В 1923–25 учился в мастерской Л. В. Кулешова («Коллектив Кулешова»), в 1925–1927 – на актёрском ф-те мастерской Пролеткульта в Москве. С 1927 режиссёр и сценарист киностудии «Союзкино». В 1938 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская С. М. Эйзенштейна). Дебютировал агитац. короткометражным ф. «Простая история» (1930) и полнометражным фильмом о преимуществах жизни в СССР «Четыре визита Самуэля Вульфа» (1934). В духе социалистического реализма поставлены морально-этич. драмы «Закон жизни» (1940, совм. с Б. Г. Ивановым) и «Неповторимая весна» (1957), военно-патриотич. ленты «Парень из нашего города» (1942, с Ивановым), «Дни и ночи» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), производств. киноповесть «Далеко от Москвы» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «шпионский» приключенч. ф. «Дорога» (1955), историко-революц. ф. «Трудное счастье» (1958). Лирико-психологич. интонация отличает картину «Жди меня» (1943, с Ивановым). Неожиданное сочетание соцреализма и элементов режиссёрского авангарда демонстрирует ф. «Четвёртый» (1972). Подлинным реализмом проникнута насыщенная драматизмом и динамикой кинодилогия «Живые и мёртвые» (1964, пр. Мкф в Карлови-Вари; Гос. пр. РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Среди др. фильмов: «Наше сердце» (1947), «Отклонение – ноль» (1978). Автор и соавтор сценариев своих и др. фильмов. С 1964 преподавал во ВГИКе, проф. (с 1971).