ГИ́ННЕСС АЛЕК
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́ННЕСС (Guinness) Алек (2.4.1914, Лондон – 5.8.2000, Мидхерст), англ. актёр. Ученик актрисы Ф. Комптон и Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1934–36 в театрах Лондона («Нью тиэтр» и др.) исполнял эпизодич. роли в пьесах У. Шекспира, Р. Б. Шеридана, Б. Шоу, А. П. Чехова и др. В 1936–81 (с перерывами) в «Олд Вик» (в 1938 сыграл Гамлета – «Гамлет» Шекспира в постановке Т. Гатри). Также работал в театрах «Лирик», «Артс» и др. Создал острохарактерныe, психологически многогранныe образы, составляющиe уникальный худож. мир, в котором гений, воля и одержимость идеей сталкиваются с абсурдом совр. бытия. Творч. диапазон Г. простирается от фарса и гротеска до высокой трагедии, от злодеев до бескорыстных борцов за идею. Широкий резонанс вызвал дебют Г. в кино – роль Герберта Покета в ф. «Большие надежды» Д. Лина (1946). В кинокомедиях «Добрые сердца и короны» (сыграл 8 ролей), «Человек в белом костюме», «Убийцы леди» и др. по-новому раскрылся его дар внешнего и внутр. перевоплощения. Наиболее ярко талант Г. проявился в фильмах 1950–60-х гг.: полковник Николсон («Мост через реку Квай», пр. «Оскар»), Художник («Устами художника», сценарий Г., пр. Мкф в Венеции), Фейсал («Лоуренс Аравийский») и др. Мастер отточенного жеста и интонации, острого рисунка роли, Г. обладал способностью глубокого проникновения в душу героя, создавая масштабные и полные жизни образы и в небольших ролях («Меморандум Квиллера», «Кромвель», «Звёздные войны»). Один из ведущих актёров послевоенного мирового кино, Г. в то же время занимал лидирующее положение на англ. сцене: Митя Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому, реж. П. Брук), Шут («Король Лир» Шекспира, реж. Л. Оливье), Ричард II («Ричард II» Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя). Осуществил ряд постановок: «Двенадцатая ночь» Шекспира (1948, «Нью тиэтр», «Олд Вик»), «Гамлет» (1951, «Нью тиэтр»). Работал на ТВ. Почётная пр. «Оскар» (1980).