ГА́НСВУРСТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́НСВУРСТ (нем. Hanswurst, буквально – Ганс-колбаса), комический персонаж нем. нар. театра. Появился в 16 в. в фастнахтшпилях. В 17 в. получил распространение как гл. лицо комич. интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих трупп. Г. – простолюдин, простак и хитрец, весёлый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей фарсовыми шутками и трюками. Постоянно обращаясь по ходу действия к публике, Г. широко использовал импровизацию. Кроме герм. разновидности Г. существовала австрийская, усвоившая под влиянием итал. комедии дель арте некоторые черты Арлекина. В творчестве актёра Й. Страницкого, придавшего Г. облик весёлого зальцбургского крестьянина, Г. пережил последний взлёт своей популярности. В 1-й пол. 18 в. классицист И. К. Готшед боролся против представлений с участием Г. как проявления дурного вкуса. Под его влиянием актриса и театральный деятель Ф. К. Нойбер в 1737 устроила драматизированный суд над Г. на сцене своего театра в Лейпциге (в прологе соломенное чучело Г. подвергалось сожжению). Впоследствии Г. Э. Лессинг резко осудил стремление изгнать Г. со сцены, расценивая это как разрыв с традициями нем. нар. творчества, и сделал попытку восстановить Г. в Гамбургском нац. театре (1767–1768). В кон. 18 в. Г. окончательно исчез со сцены, уступив место комич. персонажам водевилей и зингшпилей.
Лит.: История западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1956. Т. 1; Jacob M. Mein Kasper und ich. Rudolstadt; Lpz., 1964; Arndt F. Das Handpuppenspiel. 6. Aufl. Basel, 1976; Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол. М., 1983; Goldovskii B. Chronik des puppentheaters in Rußland im 15–18. Jh. Moscau, 1994.