Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИДЕРЛА́НДСКИЙ ТЕА́ТР ТА́НЦА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 611-612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
Сцена из балета «Симфония псалмов» на музыку И. Ф. Стравинского. Хореограф И. Килиан. Фото М. М. Логвинова

НИДЕРЛА́НДСКИЙ ТЕА́ТР ТА́НЦА (Ne­der­lands Dans Theater, NDT), тан­це­валь­ная ком­па­ния в Ни­дер­лан­дах. Ос­но­ва­на в 1959 в Гаа­ге груп­пой ар­ти­стов во гла­ве с Б. Хар­кар­ви, по­ки­нув­ших Ни­дерл. ба­лет С. Гас­келл (Ам­стер­дам), что­бы со­сре­до­то­чить­ся на мо­дер­ни­за­ции клас­сич. ба­ле­та и раз­ви­тии разл. совр. тан­це­валь­ных сти­лей, ори­ен­ти­ру­ясь в пер­вую оче­редь на амер. та­нец мо­дерн. Труп­па ста­ла пер­вой в Ев­ро­пе, чья проф. под­го­тов­ка объ­е­ди­ня­ла клас­сич. тре­наж и клас­сы мо­дер­на. В 1960 вме­сте с Хар­кар­ви Н. т. т. воз­гла­вил Х. ван Ма­нен, чей не­оклас­сич. стиль стал оп­ре­де­ляю­щим на эта­пе ста­нов­ле­ния ком­па­нии и на про­тя­же­нии мн. лет ас­со­ции­ро­вал­ся в ми­ре со сти­лем NDT. С 1969 вме­сте с ван Ма­не­ном труп­пой ру­ко­во­ди­ли Г. Тет­ли, Я. Флир, К. Бир­ни. Сре­ди важ­ней­ших по­ста­но­вок: ба­ле­ты Тет­ли («Лун­ный Пье­ро» на му­зы­ку А. Шён­бер­га, 1962; «Аре­на» на му­зы­ку М. Су­бот­ни­ка, 1969), Дж. Бат­ле­ра («Кар­ми­на Бу­ра­на» на му­зы­ку К. Ор­фа, 1962), ван Ма­не­на («Сим­фо­ния в трёх час­тях» на му­зы­ку И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1963; «Боль­шая фу­га» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на, 1971; «Бла­го­род­ные и сен­ти­мен­таль­ные валь­сы» на му­зы­ку М. Ра­ве­ля, 1975). В 1975–99 те­атр воз­глав­лял И. Ки­ли­ан (до 1987 совм. с Х. Книл­лем), на­ря­ду с осн. труп­пой (NDT I) ор­га­ни­зо­вав­ший экс­пе­ри­мен­таль­ный NDT II для мо­ло­дё­жи 17–22 лет (1978) и NDT III для ле­ген­дар­ных тан­цов­щи­ков стар­ше 40 лет (1991). Сре­ди по­ста­но­вок: «За­то­нув­ший со­бор» на му­зы­ку К. Де­бюс­си (1975), «Пре­об­ра­жён­ная ночь» на му­зы­ку Шён­бер­га (1975), «Сим­фо­ния ре-ма­жор» на му­зы­ку Й. Гайд­на (2 час­ти, 1976; 3 час­ти, 1977; 4 час­ти, 1981), «Эле­гия» на му­зы­ку Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1976), «Сим­фо­ни­ет­та» на му­зы­ку Л. Яна­че­ка (1978), «Сим­фо­ния псал­мов» (1978) и «Ко­чую­щие» (1982) на му­зы­ку Стра­вин­ско­го, «Ма­лень­кая смерть» на му­зы­ку В. А. Мо­цар­та (1991), «Bella Figura» на сбор­ную му­зы­ку (1995), «Ар­чим­бол­до» на сбор­ную му­зы­ку (2000). В этот пе­ри­од Н. т. т. стал од­ной из са­мых ус­пеш­ных и влия­тель­ных тан­це­валь­ных ком­па­ний ми­ра, где бла­го­да­ря Ки­лиа­ну сфор­ми­ро­ва­лось не од­но по­ко­ле­ние хо­рео­гра­фов, за­ни­маю­щих ве­ду­щие по­зи­ции в ев­роп. и амер. ба­ле­те. Труп­па со­труд­ни­ча­ет с та­ки­ми хо­рео­гра­фа­ми, как М. Эк, У. Фор­сайт, Н. Дуа­то, Й. Эло, О. На­ха­рин, У. Мак­гре­гор.

Лит.: Versteeg C. Nederlands Dans Theater: een revolutionaire geschiedenis. Amst., 1987.

Вернуться к началу