Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮБШИ́Н СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 229-230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. А. Любшин – Тартюф, А. А. Вертинская – Эльмира («Тартюф» Мольера).

ЛЮБШИ́Н Ста­ни­слав Ан­д­рее­вич (р. 6.4.1933, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, нар. арт. РСФСР (1981). По окон­ча­нии Те­ат­раль­но­го уч-ща им. М. С. Щеп­ки­на (мас­тер­ская К. А. Зу­бо­ва, Г. Н. Дмит­рие­ва) иг­рал в моск. те­ат­рах: в 1959–63 в те­ат­ре «Со­вре­мен­ник» (Слав­ка – «Пять ве­че­ров» А. М. Во­ло­ди­на), в 1964–67 в Те­ат­ре на Та­ган­ке (Ав­тор – «Ге­рой на­шего вре­ме­ни» по М. Ю. Лер­мон­то­ву), в 1974–77 в Те­ат­ре им. М. Н. Ер­мо­ло­вой (роль Ша­ма­но­ва в спек­так­ле «Про­шлым ле­том в Чу­лим­ске» ста­ла этап­ной в сце­нич. во­пло­ще­нии дра­ма­тур­гии А. В. Вам­пи­ло­ва), в 1977–79 в Те­ат­ре на Ма­лой Брон­ной (Па­хо­мов – «Ве­ран­да в ле­су» И. М. Дво­рец­ко­го, Сга­нарель и Ле­по­рел­ло – «Про­дол­же­ние Дон Жуа­на» Э. С. Рад­зин­ско­го) и др. С 1980 во МХАТе (с 1989 МХАТ им. А. П. Че­хо­ва). Л. от­ли­ча­ет ин­тел­ли­гент­ная, мяг­кая ма­не­ра иг­ры, в его ге­ро­ях ра­ни­мость и ду­шев­ная де­ли­кат­ность со­че­та­ют­ся с внутр. си­лой и не­ко­то­рой жё­ст­ко­стью. Час­то тя­го­те­ет к сгу­ще­нию пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки. Сре­ди ро­лей: Тар­тюф («Тар­тюф» Моль­е­ра), князь Тей­му­раз Хе­ви­ста­ви («Об­вал» по ро­ма­ну М. С. Джа­ва­хи­шви­ли), Ми­ша («Ми­шин юби­лей» А. И. Гель­ма­на и Р. Нель­со­на), Ива­нов, Га­ев, Вер­ши­нин («Ива­нов», «Виш­нёвый сад», «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Шмидт («Воз­мож­ная встре­ча» П. Бар­ца), Ханс Кри­сти­ан Ан­дер­сен («Из жиз­ни до­ж­де­вых чер­вей» П. У. Эн­кви­ста), Юро­ди­вый («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на), граф де Гиш («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на), Бит­чем («Ху­дож­ник, спус­каю­щий­ся по ле­ст­ни­це» Т. Стоп­пар­да), Не­нил («Не­мно­го неж­но­сти» А. Ни­ко­лаи), Ватутин («Обрыв» по И. А. Гончарову). В ки­но с 1959 (т/ф «Се­го­дня уволь­не­ния не бу­дет»). Чрез­вы­чай­но под­виж­ная ак­тёр­ская пси­хи­ка, мно­го­уров­не­вая ню­ан­си­ров­ка при внеш­ней не­бро­ско­сти вы­ра­зит. средств, ор­га­нич­ность и цель­ность эк­ран­но­го су­ще­ст­вова­ния спо­соб­ст­во­ва­ли соз­да­нию ря­да вы­даю­щих­ся работ в про­из­ве­де­ни­ях ве­ду­щих мас­те­ров отеч. ки­но: Сла­ва Кос­ти­ков [«За­ста­ва Иль­и­ча» («Мне два­дцать лет») М. М. Ху­цие­ва], Бе­лов–Вайс («Щит и меч» В. П. Ба­со­ва), Фе­дя­ев («Сло­во для за­щи­ты» В. Ю. Аб­д­ра­ши­то­ва), Ко­ти­ков («Мо­но­лог» И. А. Авер­ба­ха), Бо­ро­да­тый («Те­ма» Г. А. Пан­фи­ло­ва), Иль­ин («Пять ве­че­ров» Н. С. Ми­хал­ко­ва). Сре­ди др. филь­мов: «Пер­вая лю­бовь», «Ксе­ния, лю­би­мая же­на Фё­до­ра», «Кин-дза-дза», «За­ба­вы мо­ло­дых», «Чёр­ный мо­нах», «Не­лю­бовь», «Ца­ре­вич Алек­сей», «Ки­но про ки­но», те­ле­филь­мы «Моя жизнь», «Не стре­ляй­те в бе­лых ле­бе­дей», се­ри­ал «Кру­же­ва». В 1978 Л. по­ста­вил ф. «По­зо­ви ме­ня в даль свет­лую» (по рас­ска­зам В. М. Шук­ши­на, совм. с Г. Н. Лав­ро­вым), ед­ко, со злой иро­ни­ей сыг­рав бух­гал­те­ра-не­удач­ни­ка Вла­ди­ми­ра Ни­ко­лае­ви­ча. В 1980 по­ста­вил т/ф «Три го­да» (по А. П. Че­хо­ву, совм. с Д. А. До­ли­ни­ным; сыг­рал роль Алек­сея Лап­те­ва).

Соч.: Он был… // Ар­тист. Кни­га о Е. А. Ев­стиг­нее­ве. М., 1994.

Лит.: Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. М., 1972. Вып. 8; Сер­гее­ва Е. С. Люб­шин. М., 1981; Са­баш­ни­ко­ва Е. С. Люб­шин. М., 1990.

Вернуться к началу