Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́БЕШЕВ ПАВЕЛ ТИМОФЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 96

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. М. Исаева

ЛЕ́БЕШЕВ Па­вел Ти­мо­фее­вич (15.2.1940, Мо­ск­ва – 23.2.2003, там же), рос. ки­но­опе­ра­тор, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1980), нар. арт. РФ (1992). Сын ки­но­опе­ра­то­ра Т. П. Ле­бе­ше­ва (1905–81). В 1972 окон­чил ВГИК (мас­тер­ская А. Д. Го­лов­ни). С 1957 ра­бо­тал на сту­дии «Мос­фильм» ме­ха­ни­ком по ки­но­ап­па­ра­ту­ре, ас­си­стен­том опе­ра­то­ра и 2-м опе­ра­то­ром, в т. ч. под рук. от­ца («Ти­ши­на», «Щит и меч» и др.). Пер­вая са­мо­сто­ят. опе­ра­тор­ская ра­бо­та, чёр­но-бе­лый ко­рот­ко­мет­раж­ный ф. «Ан­гел» (1967, реж. А. С. Смир­нов), под­верг­ся цен­зу­ре и не вы­шел на эк­ра­ны. Выс­шие творч. до­с­ти­же­ния Л. свя­за­ны пре­ж­де все­го с ра­бо­той над филь­ма­ми Н. С. Ми­хал­ко­ва («Свой сре­ди чу­жих, чу­жой сре­ди сво­их», 1974; «Ра­ба люб­ви», 1976; «Не­окон­чен­ная пье­са для ме­ха­ни­че­ско­го пиа­ни­но», 1977; «Пять ве­че­ров», 1979; «Род­ня», 1982). Л. во­шёл в ис­то­рию отеч. ки­но как са­мый яр­кий мас­тер но­вой «жи­во­пис­ной» сти­ли­сти­ки, сфор­ми­ро­вав­шей­ся в 1970-х гг. Для неё ха­рак­тер­ны спо­кой­ные пей­заж­ные и ин­терь­ер­ные ком­по­зи­ции, мяг­кое те­че­ние дей­ст­вия, соз­даю­щее впе­чат­ле­ние по­сле­до­ва­тель­но­го рас­смат­ри­ва­ния жи­во­пис­но­го по­лот­на, не­при­ну­ж­дён­ная сме­на ос­ве­ще­ния. Поз­же, ра­бо­тая с дру­ги­ми ре­жис­сё­ра­ми, Л. на­хо­дил но­вые вы­ра­зит. приё­мы, ор­га­нич­ные для то­го или ино­го жан­ра или ре­жис­сёр­ской ма­не­ры. Так, в пост­мо­дер­ни­ст­ской «Ас­се» (1987, реж. С. А. Со­ловь­ёв) эпи­зо­ды, сня­тые в жё­ст­ком сти­ле кри­ми­наль­ной дра­мы, кол­лаж­но со­сед­ст­во­ва­ли с пра­зд­нич­ны­ми при­чуд­ли­во-хо­лод­но­ва­ты­ми ак­сес­суа­ра­ми экс­цен­трич­но­го жи­ли­ща маль­чи­ка Ба­на­на­на и ли­рич. пей­за­жа­ми за­сне­жен­но­го Кры­ма. Фильм Ми­хал­ко­ва «Си­бир­ский ци­рюль­ник» (1998, Гос. пр. РФ, 1999) Л. снял в ма­не­ре «боль­шо­го со­вет­ско­го сти­ля» по­сле­во­ен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа. Так­же ра­бо­тал с ре­жис­сё­ра­ми Г. Н. Да­не­ли­ей («Кин-дза-дза», 1986; «Нас­тя», 1993), Р. Г. Ба­лая­ном («…пер­вая лю­бовь», 1995), С. В. Бод­ро­вым («Кав­каз­ский плен­ник», 1996) и др. Сыг­рал в филь­мах «Тю­рем­ный ро­манс», «При­вет, ду­ра­леи!», «Чек» и др.

Соч.: Со­труд­ни­че­ст­во // Н. Ми­хал­ков. М., 1989.

Лит.: Гол­дов­ская М. Е. П. Ле­бе­шев. М., 1985.

Вернуться к началу