ЛЕ́БЕШЕВ ПАВЕЛ ТИМОФЕЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́БЕШЕВ Павел Тимофеевич (15.2.1940, Москва – 23.2.2003, там же), рос. кинооператор, засл. деят. искусств РСФСР (1980), нар. арт. РФ (1992). Сын кинооператора Т. П. Лебешева (1905–81). В 1972 окончил ВГИК (мастерская А. Д. Головни). С 1957 работал на студии «Мосфильм» механиком по киноаппаратуре, ассистентом оператора и 2-м оператором, в т. ч. под рук. отца («Тишина», «Щит и меч» и др.). Первая самостоят. операторская работа, чёрно-белый короткометражный ф. «Ангел» (1967, реж. А. С. Смирнов), подвергся цензуре и не вышел на экраны. Высшие творч. достижения Л. связаны прежде всего с работой над фильмами Н. С. Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974; «Раба любви», 1976; «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977; «Пять вечеров», 1979; «Родня», 1982). Л. вошёл в историю отеч. кино как самый яркий мастер новой «живописной» стилистики, сформировавшейся в 1970-х гг. Для неё характерны спокойные пейзажные и интерьерные композиции, мягкое течение действия, создающее впечатление последовательного рассматривания живописного полотна, непринуждённая смена освещения. Позже, работая с другими режиссёрами, Л. находил новые выразит. приёмы, органичные для того или иного жанра или режиссёрской манеры. Так, в постмодернистской «Ассе» (1987, реж. С. А. Соловьёв) эпизоды, снятые в жёстком стиле криминальной драмы, коллажно соседствовали с праздничными причудливо-холодноватыми аксессуарами эксцентричного жилища мальчика Бананана и лирич. пейзажами заснеженного Крыма. Фильм Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998, Гос. пр. РФ, 1999) Л. снял в манере «большого советского стиля» послевоенного кинематографа. Также работал с режиссёрами Г. Н. Данелией («Кин-дза-дза», 1986; «Настя», 1993), Р. Г. Балаяном («…первая любовь», 1995), С. В. Бодровым («Кавказский пленник», 1996) и др. Сыграл в фильмах «Тюремный романс», «Привет, дуралеи!», «Чек» и др.