Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМИРНО́В АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 480-481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

СМИРНО́В Ан­д­рей Сер­гее­вич (р. 12.3.1941, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, нар. арт. РФ (2003). Сын С. С. Смир­но­ва (1915–1976). В 1962 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская М. И. Ром­ма). В 1964 де­бю­ти­ро­вал ф. «Пядь зем­ли» (совм. с Б. В. Яши­ным), соз­дав ори­ги­наль­ную кар­ти­ну, где вой­на впер­вые по­ка­за­на как «чис­ти­ли­ще» ме­ж­ду Жиз­нью и Смер­тью, как стран­ный, но при этом впол­не реа­ли­стич. и об­жи­той мир, в ко­то­ром по­бе­ж­да­ет са­мая обыч­ная жизнь с при­выч­ны­ми ей за­ко­но­мер­но­стя­ми. Экс­пе­ри­мен­том в об­лас­ти фор­мы (не­мой фо­то­фильм, со­про­во­ж­даю­щий­ся ли­рич. за­кад­ро­вым мо­но­ло­гом) ста­ла но­вел­ла «Шу­точ­ка» по А. П. Че­хо­ву (1966, т/ф, совм. с Яши­ным). Фильм «Ан­гел» (в ки­но­аль­ма­на­хе «На­ча­ло не­ве­до­мо­го ве­ка», 1967, вы­шел на эк­ран в 1987) ри­су­ет об­раз Гражд. вой­ны 1917–22 в экс­прес­сио­ни­стич. крас­ках, как страш­ную ре­аль­ность вне норм и пра­вил. Ус­пех и из­вест­ность ре­жис­сё­ру при­нёс ф. «Бе­ло­рус­ский во­к­зал» (1971). Про­грамм­ной в его твор­че­ст­ве яви­лась по­пыт­ка соз­да­ния но­во­го для сов. ки­но жан­ра пси­хо­ло­ги­че­ской «love story» в ф. «Осень» (1975) – от­кры­то ли­ри­че­ской и асо­ци­аль­ной. Ки­но­ро­ман о гра­до­строи­те­лях «Ве­рой и прав­дой» (1980) снят в тра­ди­ции сов. про­из­вод­ст­вен­ной дра­мы с лёг­кой до­лей иро­нии в об­ри­сов­ке ли­нии судь­бы гл. ге­роя – ус­пеш­но­го ар­хи­тек­то­ра-кон­фор­ми­ста, не су­мев­ше­го реа­ли­зо­вать свой под­лин­ный та­лант. По­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва С. вер­нул­ся в ре­жис­су­ру, сняв ф. «Жи­ла-бы­ла од­на ба­ба» (2011) – дра­му об ужа­се жиз­ни в рус. до­ре­во­лю­ци­он­ной де­рев­не, сме­тае­мой ещё бо́ль­шим ужа­сом ре­во­лю­ции. Луч­шие ро­ли сыг­рал в филь­мах: «Иду­щий сле­дом», «Чер­нов», «Днев­ник его же­ны», «Еле­на»; в те­ле­се­риа­лах: «В кру­ге пер­вом», «От­цы и де­ти», «Тя­жё­лый пе­сок», «Чёр­ные кош­ки». Вы­сту­па­ет так­же как сце­на­рист и про­дю­сер. По­ста­вил спек­так­ли: «Ужин» по Ж. К. Брис­ви­лю (Моск. те­атр под рук. О. Та­ба­ко­ва, 1994), «Ме­сяц в де­рев­не» по И. С. Тур­ге­не­ву («Ко­ме­ди Фран­сез», Па­риж, 1997).

Соч.: Ту­да ему и до­ро­га! // Ис­кус­ст­во ки­но. 1993. № 9; Как я со­би­рал­ся по­се­тить Швей­ца­рию // Ки­не­ма­то­граф от­те­пе­ли. М., 1998.

Лит.: Зор­кий А. А зна­чит, нам нуж­на од­на по­бе­да // Экран’90. М., 1990; Ти­тов А. Звезд­ный час // Ис­кус­ст­во ки­но. 1993. № 1.

Вернуться к началу