Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЧИПУ́ДИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова
Кучипуди. Сцена из представления. Фото Н. Р. Лидовой

КУЧИПУ́ДИ, один из ви­дов клас­сич. инд. тан­це­валь­но­го те­ат­ра. Опо­сре­до­ван­но вос­хо­дит к тра­ди­ции «Нать­я­ша­ст­ры», что под­твер­жда­ют пред­ше­ст­вую­щие спек­так­лю ри­ту­аль­ные це­ре­мо­нии и при­сут­ст­вие в труп­пе ру­ко­во­ди­те­ля (сут­рад­ха­ры) и брах­ма­на-шу­та (ви­ду­ша­ки). В лит. ис­точ­ни­ках впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1502 («Ма­чу­пал­ли Кай­фи­ат»). Рас­цвет К. в 16–17 вв. свя­зан с име­нем ле­ген­дар­но­го учи­те­ля Сидд­хен­д­ра Йо­ги, ре­фор­ми­ро­вав­ше­го преж­нюю ши­ва­ит­скую тра­ди­цию в ду­хе уче­ния виш­ну­ит­ско­го бхак­ти и по­лу­чив­ше­го в на­гра­ду за своё ис­кус­ст­во от му­сульм. пра­ви­те­ля Аб­дул Ха­сан Та­ни Ша­ха дер. Ку­чи­ла­пу­рам (штат Ан­дх­ра-Пра­деш), дав­шую назв. К. Ак­тё­ра­ми ка­но­нич. К. бы­ли ис­клю­чи­тель­но муж­чи­ны из 15 брах­ман­ских се­мей (в нач. 21 в. со­хра­ни­лось 12), со­став­ляв­шие стран­ст­вую­щие труп­пы и пу­те­ше­ст­во­вав­шие по стра­не с ре­лиг. дра­ма­ми. Они тан­це­ва­ли, пе­ли и про­из­но­си­ли текст (в ри­ту­аль­ных це­ре­мо­ни­ях – на сан­ск­ри­те, в дра­ме – на яз. те­лу­гу). На про­тя­же­нии ве­ков от­личит. чер­той сти­ля К. счи­та­лось вир­туоз­ное ис­пол­не­ние жен­ских ро­лей ак­тё­ра­ми-муж­чи­на­ми. С сер. 20 в. па­рал­лель­но су­ще­ст­ву­ют две фор­мы – поч­ти ис­чез­нув­шая тра­диц. муж­ская (пре­по­да­ёт­ся в шко­ле «Сидд­хен­д­ра Ка­лак­шет­ра» в дер. Ку­чи­ла­пу­рам) и мо­дер­ни­зи­ро­ван­ная жен­ская, став­шая по­пу­ляр­ной бла­го­да­ря инд. ки­не­ма­то­гра­фу. По ря­ду при­зна­ков (по­зы, по­сле­до­ва­тель­ность тан­це­валь­ных но­ме­ров, тип кос­тю­ма, муз. со­про­во­ж­де­ние, со­став ор­ке­ст­ра) жен­ская фор­ма К. близ­ка к бха­рат­нать­я­му. Её ха­рак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми яв­ля­ют­ся гра­ци­оз­ная пру­жи­ня­щая по­ход­ка тан­цов­щиц и энер­гич­ный, бы­ст­рый темп чис­то­го тан­ца (нрит­та), ос­но­ван­но­го на уп­ру­гих прыжковых дви­же­ни­ях. Тан­цов­щи­цы по­сто­ян­но пе­ре­но­сят центр тя­же­сти те­ла, ба­лан­си­руя на пят­ке, нос­ке или бо­ко­вой по­верх­но­сти сто­пы. Вер­ши­ной ис­пол­ни­тель­ско­го мас­тер­ст­ва К. при­знан та­нец та­ран­гам. Этот поч­ти цир­ко­вой но­мер тан­цов­щи­ца ис­пол­ня­ет, ба­лан­си­руя на ост­рых кра­ях мед­но­го блю­да и от­би­вая но­га­ми слож­ный и бы­ст­рый ритм. При этом на го­лове она удер­жи­ва­ет не­боль­шой со­суд с во­дой, а в раз­ве­дён­ных по сто­ро­нам ру­ках – за­жжён­ные мас­ля­ные све­тиль­ни­ки. По­сколь­ку жен­ская и муж­ская фор­мы К. не взаи­мо­дей­ст­ву­ют, в сю­жет­ных пан­то­ми­мах из жиз­ни Криш­ны тан­цов­щи­цы бе­рут на се­бя ис­пол­не­ние муж­ских ро­лей. Сре­ди вы­даю­щих­ся учи­те­лей совр. К. – Вем­па­ти Чин­на Сать­ям. Про­па­ган­дист жен­ской фор­мы К., он ус­лож­нил и рас­ши­рил тех­ни­ку тан­ца, сде­лав его бо­лее зре­лищ­ным. Бла­го­да­ря ему ут­вер­дил­ся при­ём син­хро­ни­за­ции дви­же­ний губ тан­цов­щи­цы и тек­ста пес­ни-ак­ком­па­не­мен­та, что ста­ло от­ли­чит. чер­той К. В 1963 для обу­че­ния тан­цов­щиц Вем­па­ти Чин­на Сать­ям ос­но­вал в г. Чен­наи «Ака­де­мию ис­кусств ку­чи­пу­ди».

Лит.: Kothari S., Pasricha A. Kuchipudi: Indian classical dance art. Delhi, 2001; Suresh V. B. What is Kuchipudi? Chennai, 2003; Swap­na­sun­dari. The world of Koochipoodi dance. Gur­gaon, 2005; Kuchipudi Adavu Samu: An Illu­strated book of dance notation for Kuchipudi dance. Chennai, 2007.

Вернуться к началу