КУЧИПУ́ДИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЧИПУ́ДИ, один из видов классич. инд. танцевального театра. Опосредованно восходит к традиции «Натьяшастры», что подтверждают предшествующие спектаклю ритуальные церемонии и присутствие в труппе руководителя (сутрадхары) и брахмана-шута (видушаки). В лит. источниках впервые упоминается в 1502 («Мачупалли Кайфиат»). Расцвет К. в 16–17 вв. связан с именем легендарного учителя Сиддхендра Йоги, реформировавшего прежнюю шиваитскую традицию в духе учения вишнуитского бхакти и получившего в награду за своё искусство от мусульм. правителя Абдул Хасан Тани Шаха дер. Кучилапурам (штат Андхра-Прадеш), давшую назв. К. Актёрами канонич. К. были исключительно мужчины из 15 брахманских семей (в нач. 21 в. сохранилось 12), составлявшие странствующие труппы и путешествовавшие по стране с религ. драмами. Они танцевали, пели и произносили текст (в ритуальных церемониях – на санскрите, в драме – на яз. телугу). На протяжении веков отличит. чертой стиля К. считалось виртуозное исполнение женских ролей актёрами-мужчинами. С сер. 20 в. параллельно существуют две формы – почти исчезнувшая традиц. мужская (преподаётся в школе «Сиддхендра Калакшетра» в дер. Кучилапурам) и модернизированная женская, ставшая популярной благодаря инд. кинематографу. По ряду признаков (позы, последовательность танцевальных номеров, тип костюма, муз. сопровождение, состав оркестра) женская форма К. близка к бхаратнатьяму. Её характерными особенностями являются грациозная пружинящая походка танцовщиц и энергичный, быстрый темп чистого танца (нритта), основанного на упругих прыжковых движениях. Танцовщицы постоянно переносят центр тяжести тела, балансируя на пятке, носке или боковой поверхности стопы. Вершиной исполнительского мастерства К. признан танец тарангам. Этот почти цирковой номер танцовщица исполняет, балансируя на острых краях медного блюда и отбивая ногами сложный и быстрый ритм. При этом на голове она удерживает небольшой сосуд с водой, а в разведённых по сторонам руках – зажжённые масляные светильники. Поскольку женская и мужская формы К. не взаимодействуют, в сюжетных пантомимах из жизни Кришны танцовщицы берут на себя исполнение мужских ролей. Среди выдающихся учителей совр. К. – Вемпати Чинна Сатьям. Пропагандист женской формы К., он усложнил и расширил технику танца, сделав его более зрелищным. Благодаря ему утвердился приём синхронизации движений губ танцовщицы и текста песни-аккомпанемента, что стало отличит. чертой К. В 1963 для обучения танцовщиц Вемпати Чинна Сатьям основал в г. Ченнаи «Академию искусств кучипуди».