Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВЕ́РИН ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАВЕ́РИН Фё­дор Ни­ко­лае­вич [1(13).2.1897, Мо­ск­ва – 20.10.1957, там же], рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1948). Уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских спек­так­лях. С 1914 учил­ся на фи­ло­ло­гич. ф-те Моск. ун-та, в 1916 мо­би­ли­зо­ван в ар­мию, окон­чил во­ен. уч-ще, был на­чаль­ни­ком фрон­то­во­го те­ат­ра в Но­во­гра­де-Во­лын­ском. В 1918 по­сту­пил в шко­лу Ма­ло­го те­ат­ра (уче­ник В. Н. Па­шен­ной и Н. А. Смир­но­вой), с 1922 ре­жис­сёр это­го те­ат­ра. В 1925 воз­гла­вил Те­атр-сту­дию Ма­ло­го те­ат­ра (с 1932 Но­вый те­атр, в 1936–43 Моск. дра­ма­тич. те­атр). Ув­ле­чён­ный иск-вом Е. Б. Вах­тан­го­ва, он уже в пер­вых сво­их спек­так­лях об­ра­тил­ся к экс­пе­ри­мен­ту, по­ис­кам но­вых приё­мов те­ат­раль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, про­яв­ляя бо­га­тую фан­та­зию и изо­бре­та­тель­ность: «Ко­мик XVII сто­ле­тия» А. Н. Ост­ров­ско­го (1922), «Ба­бьи сплет­ни» К. Голь­до­ни (1923), «По­хо­ж­де­ния Баль­за­ми­но­ва» (по три­ло­гии Ост­ров­ско­го) и «Ки­но­ро­ман» Г. Кай­зе­ра (оба 1926), «Ко­нец – де­лу ве­нец» У. Шек­спи­ра (1928) и др. Об­раз­ность сце­нич. фор­мы, ори­ги­наль­ность по­ста­но­воч­ных приё­мов в со­че­та­нии с жи­вой реа­ли­стич. об­ри­сов­кой ха­рак­те­ров от­ли­ча­ли луч­шие спек­так­ли К. 1930–40-х гг.: «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го (1930), «Ури­эль Ако­ста» К. Гуц­ко­ва (1934), «Трус» А. А. Кро­на (1936), «Обык­но­вен­ный че­ло­век» Л. М. Ле­о­нова (1945, совм. с В. А. Лю­би­мо­вым), «Вос­ста­ние в гет­то» П. Мар­ки­ша (1946) и др. Ра­бо­тал в мю­зик-хол­лах, где по­ста­вил: «Как 14-я ди­ви­зия в рай шла» Д. Бед­но­го (Мо­ск­ва, 1932), «Под ку­по­лом цир­ка» И. А. Иль­фа, Е. П. Пет­ро­ва, В. П. Ка­тае­ва (совм. с Р. Г. Кор­фом, Мо­ск­ва, 1933, Ле­нин­град, 1935). В 1946–1952 худ. рук. «Мо­сэ­ст­ра­ды», ста­вил хо­рео­гра­фич. но­ме­ра для А. А. Ре­дель и М. М. Хру­ста­лё­ва, ра­бо­тал с ан­самб­лем С. А. Каш­те­ля­на, с Л. О. Утёсо­вым и его ор­ке­ст­ром, с А. И. Рай­ки­ным и др. С 1925 вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту в сту­дии Ма­ло­го те­ат­ра, ГИТИСе, уч-ще ГОСЕТа, Опер­ной сту­дии при Моск. кон­сер­ва­то­рии и др. Проф. (1949).

Соч.: Роль са­мо­об­ра­зо­ва­ния в твор­че­ст­ве ак­те­ра. М., 1934; Ра­бо­та над спек­так­лем. М.; Л., 1938; Ра­бо­та ре­жис­се­ра са­мо­дея­тель­но­го те­ат­ра. М., 1945; Оформ­ле­ние спек­так­ля на ма­лой сце­не. М., 1951; Вос­по­ми­на­ния и те­ат­раль­ные рас­ска­зы. М., 1964; Ре­жис­су­ра на эс­т­ра­де // Эс­т­ра­да: что? где? за­чем? М., 1988.

Лит.: Смир­но­ва Н. А. Вос­по­ми­на­ния. М., 1947; Ува­ро­ва ЕД. Эс­т­рад­ный те­атр: ми­ниа­тю­ры, обо­зре­ния, мю­зик-хол­лы. М., 1983.

Вернуться к началу