КАВЕ́РИН ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВЕ́РИН Фёдор Николаевич [1(13).2.1897, Москва – 20.10.1957, там же], рос. режиссёр, педагог, засл. деят. искусств РСФСР (1948). Участвовал в любительских спектаклях. С 1914 учился на филологич. ф-те Моск. ун-та, в 1916 мобилизован в армию, окончил воен. уч-ще, был начальником фронтового театра в Новограде-Волынском. В 1918 поступил в школу Малого театра (ученик В. Н. Пашенной и Н. А. Смирновой), с 1922 режиссёр этого театра. В 1925 возглавил Театр-студию Малого театра (с 1932 Новый театр, в 1936–43 Моск. драматич. театр). Увлечённый иск-вом Е. Б. Вахтангова, он уже в первых своих спектаклях обратился к эксперименту, поискам новых приёмов театральной выразительности, проявляя богатую фантазию и изобретательность: «Комик XVII столетия» А. Н. Островского (1922), «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1923), «Похождения Бальзаминова» (по трилогии Островского) и «Кинороман» Г. Кайзера (оба 1926), «Конец – делу венец» У. Шекспира (1928) и др. Образность сценич. формы, оригинальность постановочных приёмов в сочетании с живой реалистич. обрисовкой характеров отличали лучшие спектакли К. 1930–40-х гг.: «Без вины виноватые» Островского (1930), «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1934), «Трус» А. А. Крона (1936), «Обыкновенный человек» Л. М. Леонова (1945, совм. с В. А. Любимовым), «Восстание в гетто» П. Маркиша (1946) и др. Работал в мюзик-холлах, где поставил: «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного (Москва, 1932), «Под куполом цирка» И. А. Ильфа, Е. П. Петрова, В. П. Катаева (совм. с Р. Г. Корфом, Москва, 1933, Ленинград, 1935). В 1946–1952 худ. рук. «Мосэстрады», ставил хореографич. номера для А. А. Редель и М. М. Хрусталёва, работал с ансамблем С. А. Каштеляна, с Л. О. Утёсовым и его оркестром, с А. И. Райкиным и др. С 1925 вёл педагогич. работу в студии Малого театра, ГИТИСе, уч-ще ГОСЕТа, Оперной студии при Моск. консерватории и др. Проф. (1949).