БЕРТОЛУ́ЧЧИ БЕРНАРДО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (16.3.1941, Парма – 26.11.2018, Рим), итал. кинорежиссёр, сценарист. Сын поэта Аттилио Бертолуччи. Изучая итал. филологию в Римском ун-те, снимал любительские фильмы. С сер. 1950-х гг. примкнул к кругу столичной интеллектуальной и худож. элиты, придерживавшейся левых убеждений. Центром этой группы был режиссёр П. П. Пазолини (Б. – его ассистент в ф. «Аккатоне», 1961). Режиссёрский дебют Б. – «Костлявая кума» (1962, сценарий совм. с Пазолини) – отмечен его влиянием (изображение криминализиров. люмпен-пролетарской среды, фактура в духе «жёсткого» неореализма, социальная ангажированность). В ф. «Перед революцией» (1964) Б. обрёл собств. интонацию, найдя кинематографич. соответствия лит. стилю (в фильме несомненны мотивы «Пармской обители» Стендаля). Ощущение назревающего бунта, революц. нетерпение выразились в свободных киноадаптациях прозы: «Партнёр» (по Ф. М. Достоевскому, 1968), «Стратегия паука» (по Х. Л. Борхесу, 1970), «Конформист» (по А. Моравиа, 1970, пр. Мкф в Зап. Берлине). Заметное влияние на поэтику зрелого творчества Б. оказала также итал. опера. Душевные метания его героев и самого Б. – юноши из состоятельной семьи, остро чувствующего социальную несправедливость, – режиссёр попытался преодолеть в телевизионном документально-публицистич. сериале «Путь нефти» (1967), в новелле «Бесплодная смоковница» (др. назв. «Агония») для ф. «Любовь и ярость» (1969), а также осваивая тематику и технологию амер. кино (Б. – среди авторов сценария фильма С. Леоне «Однажды на Диком Западе», 1968). Разочарование после студенч. волнений 1968 проявилось в одном из самых драматич. и одновременно провокативных фильмов мирового кинематографа – «Последнее танго в Париже» (1972): интеллигентские бунтари не способны совершить социальные перемены, их обществ. пафос исчерпывается пирровой победой в сексуальной революции. «Двадцатый век» (1976) – наиболее идеологичный и масштабный фильм Б. Драматическая раздвоенность интеллигенции, т. н. новых левых, преодолена здесь прямым противостоянием классов; традиц. постулаты социалистического реализма обогащены существенным вниманием к нар. культуре, трудовым обрядам, извечным жизненным циклам. История двух поколений нескольких семей на протяжении 20 в. воплощена в формах «большого стиля», к 1970-м гг. утвердившегося в итал. кино.
После 1976 режиссёр переехал в Великобританию, где ставил фильмы на англ. яз., осознавая себя художником-апатридом. Поиск нац. идентичности стал сквозным мотивом позднего творчества Б. После фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) поставил ф. «Последний император» (1987, пр. «Оскар» и мн. др.), выполненный в монументальных формах на экзотич. фоне и покоряющий пышной изысканной зрелищностью, однако без ангажированности и эмоционального накала. В 1990-х гг. Б. по-прежнему привержен экзотич. фактуре и теме поиска своего места в мире новой интеграции народов: «Под покровом небес» (др. назв. «Чай в пустыне», 1990), «Маленький Будда» (1993), «Осаждённые» (др. назв. «Шандурай», 1998). Визуальная щедрость в ф. «Ускользающая красота» (др. назв. «Я танцую одна», 1996) и попытка расценить совр. антиглобализм как наследство революции 1968 в ф. «Мечтатели» (2003) напоминают, но не возрождают мощь и страсть автора «Конформиста» и «Двадцатого века». В 2012 поставил ф. «Я и ты». В 1997 Б. удостоен спец. пр. за творчество (Мкф в Локарно) и пр. им. П. Бьянчи (Мкф в Венеции), поч. пр. «За вклад в кинематограф» Мкф в Венеции (2007) и Канне (2011).