АРА́БОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРА́БОВ Юрий Николаевич (р. 25.10.1954, Москва), рос. сценарист, поэт, публицист, засл. деят. иск-в РФ (1999). В 1980 окончил сценарный ф-т ВГИКа (мастерская Н. Н. Фигуровского и Е. С. Дикова). Один из организаторов клуба «Поэзия» (1986), объединявшего поэтов моск. андерграунда. Приобрёл известность как автор сценариев к фильмам А. Н. Сокурова: «Одинокий голос человека» (1978, вышел в прокат 1987), «Скорбное бесчувствие» (1983, вышел в прокат 1987), «Дни затмения» (1988, при участии бр. А. Н. и Б. Н. Стругацких, П. П. Кадочникова), «Спаси и сохрани» (1989), трилогии «Круг второй» (1990), «Камень» (1992) и «Тихие страницы» (1994), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999, пр. Мкф в Канне), «Телец» (2001, пр. «Ника», 2002), «Солнце» (2005, пр. «Ника», 2006). А. отличают глубокое чувство стиля, внимание к детали, чуткость в отборе языковых средств. Среди др. фильмов: «Господин оформитель» (1988), «Посвящённый» (1990), «Присутствие» (1992), «Николай Вавилов» (т/ф, 1991), «Дело о „Мёртвых душах“» (2005), «Доктор Живаго» (2006), «Юрьев день» (2008), «Чудо» (2009), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009, пр. «Ника», 2010), «Фауст» (2011, пр. «Ника», 2013), «Орда» (2012, пр. «Золотой орёл»), «Орлеан» и «Охрана» (оба 2015), «Монах и бес» (2016). Как поэт и писатель А. балансирует между духовным миссионерством и постмодернизмом, предъявляя высокие моральные требования к своему лирич. герою (никогда не опускающемуся до цинизма) на фоне тотальной иронии и тяготения к жанровой игре. C 1992 преподаёт во ВГИКе (зав. кафедрой драматургии кино с 1994), профессор (2004). Гос. пр. РФ (2001).