Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́БДО МУХАММЕД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 16

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Кириллина, В. Н. Кирпиченко

А́БДО Му­хам­мед (1849, с. Ма­хал­лет Наср – 11.7.1905, Ка­ир), об­ще­ст­вен­ный дея­тель, пи­са­тель, идео­лог и лидер ис­лам­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье в Ниж­нем Егип­те, по­лу­чил тра­диционное му­сульм. об­разо­ва­ние в мед­ре­се Ах­ма­дийя (г. Тан­та) и в ун-те Аз­хар (1862–77). С 1880 гл. ре­дак­тор офиц. ор­га­на егип. пра­витель­ст­ва «Аль-Ва­каи аль-Мыс­рийя». Ре­лиг.-фи­лос. взгля­ды А. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем Джа­маль-ад-Ди­на Аф­га­ни. А. при­нял ак­тив­ное уча­стие в нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­нии под ру­к. Ора­би-па­ши. В 1883 вы­слан из Егип­та; жил в Па­ри­же и Бей­ру­те. Во Фран­ции совм. с Аф­га­ни из­да­вал га­зе­ту ан­ти­ко­ло­ни­аль­ной на­прав­лен­но­сти «Аль-Ур­ва аль-Вус­ка». В из­гна­нии окон­ча­тель­но офор­ми­лись его воз­зре­ния, лёг­шие в ос­но­ву ислам­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва. По воз­вра­ще­нии в Еги­пет (1888) ото­шёл от ак­тив­ной по­ли­тич. дея­тель­но­сти, вы­сту­пал за по­этап­ные пре­об­ра­зо­ва­ния в рам­ках ок­купац. ре­жи­ма. Бу­ду­чи на­зна­чен­ным в 1895 чле­ном Адм. со­ве­та Аз­ха­ра, вы­ступил за ра­ди­каль­ные ре­фор­мы уни­вер­си­те­та, зна­чит. часть ко­то­рых бы­ла реа­ли­зова­на по­сле смер­ти А. С 1897 вме­сте с Му­хам­ме­дом Ра­ши­дом Ри­дой на­чал из­да­ние ж. «Аль-Ма­нар» – ру­по­ра ис­лам­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва в Егип­те и ислам­ском ми­ре. В 1899–1905 гл. муф­тий Егип­та, раз­ре­шил му­суль­ма­нам вкла­ды­вать де­неж­ные сбе­ре­же­ния в бан­ки и по­лу­чать про­цен­ты, упот­реб­лять в пи­щу мя­со жи­вот­ных, за­би­тых хри­стиа­на­ми и ев­рея­ми, но­сить ев­роп. оде­ж­ду и пр. Пе­ре­пи­сы­вал­ся с Л. Н. Тол­стым по ре­лиг.-нравств. во­про­сам. Внёс боль­шой вклад в ста­нов­ле­ние совр. араб. пуб­ли­ци­сти­ки, ли­те­ра­ту­ры. До­би­вал­ся про­веде­ния ре­фор­мы лит. язы­ка, очи­ще­ния его от ино­языч­ных влия­ний. Взгля­ды на ли­те­ра­ту­ру от­ра­зил в соч. «Путь крас­но­ре­чия» (кон. 1890-х гг.). Осн. про­из­ве­де­ния – «Трак­тат о еди­но­бо­жии» (1897) и «Ком­мен­та­рий к Ко­ра­ну» (до­ве­дён А. до 125-го ай­я­та 4-й су­ры; за­вер­шён Ра­ши­дом Ри­дой и впер­вые опубл. в «Аль-Ма­на­ре»).

Лит.: Ма­лю­ков­ский М. В. На­чаль­ный этап му­суль­ман­ской ре­фор­ма­ции в Егип­те // Уч. зап. Ин­сти­ту­та вос­то­ко­ве­де­ния АН СССР. 1959. Т. 17; Амин Ос­ман. Ра’ид ал-фикр ал-мыс­ри ал-имам Му­хам­мад Аб­дух. Ка­ир, 1965; Hourani A. Arabic thought in the liberal age. 1798–1939. Camb., 1983; Ки­рил­ли­на С. А. Ис­лам в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни Егип­та (вто­рая по­ло­ви­на XIX – на­ча­ло ХХ в.). М., 1989; Adams Ch. C. Islam and modernism in Egypt. N. Y., 2000.

Вернуться к началу