ЛУБНЫ́
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУБНЫ́, город в центральной части Украины, адм. центр Лубенского р-на Полтавской обл. Нас. 44,9 тыс. чел. (2020; 52,6 тыс. чел. в 2001; 59,5 тыс. чел. в 1989). Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Пристань на р. Сула (левый приток Днепра).
История
Основан, по-видимому, в кон. 11 в. как крепость Лубен. Входил в состав Посульской оборонительной линии, созданной для отражения половецких набегов. Впервые упоминается в «Поучении к детям» кн. Владимира Всеволодовича Мономаха и Ипатьевской летописи при описании событий 1107, когда близ Л. объединённое войско рус. князей, возглавляемое князьями Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом, нанесло поражение половцам ханов Боняка и Шарукана. В 1239 разрушен в ходе монголо-татарского нашествия. Во 2-й пол. 16 – сер. 17 вв. находился во владении крупных польско-литовских магнатов князей Вишневецких. В 1591 город получил магдебургское право. В 1596 под Л. состоялось последнее крупное сражение повстанцев-казаков под предводительством С. Наливайко с войском польск. гетмана С. Жолкевского. Население Л. активно участвовало в крестьянско-казацких восстаниях против польск. господства под рук. Т. Трясило (1630), И. Сулимы (1635), Павлюка (П. М. Бута) (1637), Я. Острянина (1638) и др. В 1648, в начале Освободительной войны украинского и белорусского народов 1648–54, город взят казацким войском М. Кривоноса. В 1648–49 и 1658–1781 центр Лубенского полка (в 1708–64 в составе Киевской губернии, в 1764–81 – Малороссийской губернии). Уездный город Киевского наместничества (1781–96), Малороссийской (1796–1802) и Полтавской (1802–1923) губерний. Развивался как пром. центр после завершения в 1901 строительства ж. д. Киев – Полтава. В период Революции 1905–07 в Л. действовала т. н. Лубенская республика. Во время 1-й мировой войны, в 1915, в Л. из прифронтовых губерний эвакуированы заводы «Феникс» (ныне «Шлифверст»), «Механика» (ныне «Комсомолец») и др. Во время Гражданской войны 1917–22, в янв. 1918, установлена советская власть, в марте город оккупирован австро-германскими войсками (до ноября), а в конце года перешёл под контроль Украинской директории; в февр. 1919 захвачен отрядами партизан и Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). В авг. 1919 неск. раз переходил из рук в руки, с 19 авг. находился под контролем Вооружённых сил Юга России. В дек. 1919 занят РККА. Районный и окружной (1923–30) центр Полтавской губернии УССР (1923–25), УССР (1925–1932), Харьковской области УССР (1932–1937), с 1937 Полтавской области УССР (с 1991 Украины). 13.9.1941 был оккупирован германскими войсками. Освобождён 18.9.1943 войсками Воронежского фронта в ходе наступления на киевском направлении.
Архитектура
Среди архит. достопримечательностей: храм Рождества Богородицы (1809) и Троицкая ц. на Верхнем Валу (1879), здание женского епархиального уч-ща (1907, арх. А. Бекетов), земская больница (1913–15). Памятник 1000-летию города (1988; скульптор А. Кущ, архитекторы М. и А. Барановские, В. Штолько). Краеведч. музей (в его составе – галерея искусств).
Хозяйство
В структуре экономики города преобладает сфера услуг (торговля, профессионально-деловые услуги, транспорт). Л. – значительный пром. центр. Заводы: машиностроительный «Лубнымаш» (оборудование для транспортировки, хранения и переработки зерна и зернопродуктов), станкостроительный «Мотор Сич» (круглошлифовальные станки), по производству счётных машин «Счётмаш-прибор»; фабрика «Лубныфарм» (1932; лекарственные препараты). Предприятия лёгкой (швейная фабрика «Лубенчанка», фирма «Валтекс» – войлок и войлочные изделия) и пищевой (в т. ч. мясокомбинат, хлебный и молочный заводы) пром-сти; произ-во стройматериалов.
Близ Л. находится Мгарский Спасо-Преображенский мужской мон. – в 17–18 вв. одна из наиболее значимых обителей Левобережной Украины (основан в 1619, в 1920-х гг. закрыт, возрождён в 1993; Спасо-Преображенский собор, 1684–92, проект арх. И. Баптисты; колокольня – 1785, достроена в 1837–44; Благовещенская ц. в ските, 1889–91).