Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕМЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Кораблёв (история) /2009/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

КЕМЬ, го­род в Рос­сии, в северо-восточной час­ти Ка­ре­лии, центр Кем­ско­го района. Население 10,9 тыс. чел. (2019). Рас­по­ло­жен по обо­им бе­ре­гам, а так­же на ост­ро­вах р. Кемь, близ её впа­де­ния в Бе­лое мо­ре. Железнодорожная стан­ция. Морской порт.

История

Во вре­мя русско-шведской вой­ны 1590–93 тер­ри­то­рия, на ко­то­рой рас­по­ло­же­на К., бы­ла по­жа­ло­ва­на ца­рём Фё­до­ром Ива­но­ви­чем Со­ло­вец­ко­му монастырю с ус­ло­ви­ем воз­ве­де­ния здесь ост­ро­га для обо­ро­ны Западного По­мо­рья (со­ору­жён к 1598 на о. Ма­лый Ле­по­ст­ров, близ устья р. Кемь). В середине 17 в. на мес­те ост­ро­га воз­ве­де­на 6-ба­шен­ная де­ревянная кре­пость, ко­то­рая вме­сте с по­се­ле­ния­ми во­круг неё по­лу­чи­ла название Кем­ский го­ро­док. В 1704–11, во вре­мя Северной вой­ны 1700–21, кре­пость на­хо­ди­лась в ве­де­нии каз­ны, за­тем вновь пе­ре­да­на Со­ло­вец­ко­му монастырю. По­сле 1721 она ут­ра­ти­ла стра­те­гическое зна­че­ние, в 1763 раз­ру­ше­на ле­до­хо­дом и не вос­ста­нав­ли­ва­лась. Кем­ский го­ро­док яв­лял­ся важ­ным цен­тром тра­диционного по­мор­ско­го су­до­строе­ния и мо­ре­ход­ст­ва. По­сле се­ку­ля­ри­за­ции 1764 по­лу­чил ста­тус по­са­да Онеж­ско­го уезда Ар­хан­ге­ло­го­род­ской губернии, с 1785 – го­род К. Уезд­ный центр Оло­нец­ко­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва (1785–96), Ар­хан­гель­ской губернии (1796–1920).

Кемь. Вид города. Фото С. М. Прокудина-Горского. Нач. 20 в.

Главными за­ня­тия­ми жи­те­лей яв­ля­лись ры­бо­лов­ст­во (в Бе­лом м., на р. Кемь и у Мур­ман­ско­го бе­ре­га) и до середины 19 в. зве­ро­бой­ный про­мы­сел, в т. ч. на ост­ро­вах ар­хи­пе­ла­га Шпиц­бер­ген. В 1888 близ К., на о. По­пов (ны­не пос. Ра­бо­чео­ст­ровск), по­ст­ро­ен круп­ный ле­со­пиль­ный за­вод (ок. 500 ра­бо­чих; в начале 20 в. еже­год­но пе­ре­ра­ба­ты­вал свыше 100 тыс. брё­вен; ны­не Кем­ский ле­со­пиль­но-де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод), в свя­зи с чем го­род стал важ­ным цен­тром лес­ной промышленности (пи­ло­ма­те­риа­лы в основном экс­пор­ти­ро­ва­лись). С 1842 в К. дей­ст­во­ва­ли шки­пер­ские кур­сы (с 1903 мо­ре­ход­ная шко­ла, за­кры­та в 1923). В 1915 че­рез К. про­шла Мур­ман­ская железная дорога (дви­же­ние от­кры­то в 1916).

В мар­те 1918 в К. ус­та­нов­ле­на советская власть. 2.7.1918 го­род ок­ку­пи­ро­ван вой­ска­ми Ан­тан­ты, ру­ко­во­ди­те­ли Кем­ско­го уезд­но­го со­ве­та ра­бо­чих, сол­дат­ских и кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов бы­ли рас­стре­ля­ны, что по­лу­чи­ло ши­ро­кий ре­зо­нанс как од­на из пер­вых от­кры­тых воо­ружённых ак­ций стран Ан­тан­ты про­тив РСФСР. С августа 1918 К. на­хо­дилась на тер­ри­то­рии, под­кон­троль­ной Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ст­ву Се­вер­ной об­лас­ти (в августе – сентябре 1918 – Вер­хов­но­му управ­ле­нию Се­вер­ной об­лас­ти). 3.2.1920 го­род за­нят час­тя­ми РККА. В 1923 – кон. 1930-х гг. близ К. рас­по­ла­га­лись ла­гер­ные пунк­ты Со­ло­вец­ко­го ла­ге­ря осо­бо­го на­зна­че­ния и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ла­ге­ря ОГПУ–НКВД. В Великую Отечественную вой­ну в К. раз­ме­ща­лись ба­за снаб­же­ния, ты­ло­вые и гос­пи­таль­ные уч­ре­ж­де­ния 26-й ар­мии Ка­рель­ско­го фрон­та, в августе 1941 сфор­ми­ро­ван от­ряд «Крас­ный пар­ти­зан». В 1920–27 уезд­ный, с 1927 рай­он­ный центр Ка­рель­ской тру­до­вой ком­му­ны (1920–23), Ка­рель­ской АССР (1923–40 и 1956–92), Ка­ре­ло-Фин­ской ССР (1940–56), Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия (с 1992).

Архитектура. Центры культуры

Кемь. Успенский собор. 1711–17.

В го­ро­де пре­об­ла­да­ет де­ревянная за­строй­ка. В центральной час­ти – до­ма конца 19 – начала 20 вв., зда­ния 1930–40-х гг. (уни­вер­маг, гос­ти­ни­ца, железнодорожная боль­ни­ца), 1950–70-х гг. (ти­по­вые 3–4-этаж­ные до­ма). Со­хра­нил­ся 3-шат­ро­вый де­ревянный Ус­пен­ский со­бор ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­рике» (об­щая высота 35 м) с 2 бо­ко­вы­ми шат­ро­вы­ми при­де­ла­ми и тра­пез­ной (1711–17, рес­тав­ри­ро­ван в 1956; в ин­терь­е­ре – 5-ярус­ный ико­но­стас 18 в.), об­ра­зую­щи­ми жи­во­пис­ную сим­мет­рич­ную ком­по­зи­цию. Храм ук­ра­шен ску­пым, но вы­ра­зи­тель­ным де­ко­ром. Ря­дом с со­бо­ром – шат­ро­вая ча­сов­ня (1696). Кем­ский Бла­го­ве­щен­ский муж­ской монастырь во имя Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков рос­сий­ских (ос­но­ван в 2000; кир­пич­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор, 1882–1903, гла­вы и верх ко­ло­коль­ни ра­зо­бра­ны в 1956–78). Кем­ский городской крае­ведческий му­зей «По­мо­рье» (1980; рас­по­ло­жен в пер­вом кир­пич­ном зда­нии го­ро­да – бывшем до­ме Со­ло­вец­ко­го ка­зна­чей­ст­ва, 1763).

Близ К., в Бе­лом м., – ост­ро­ва Не­мец­кий Ку­зов и Рус­ский Ку­зов (с са­ам­ски­ми «сей­да­ми», сло­жен­ны­ми из кам­ня во 2–1-м тыс. до н. э.), Со­ло­вец­кие ост­ро­ва с ком­плек­сом Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря.

Хозяйство

Дей­ст­ву­ют ло­ко­мо­тив­ное де­по, Кемс­кий ле­со­пиль­но-де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод, пред­при­ятия пи­ще­вой промышленности. Пут­кин­ская ГЭС (1967; 84 МВт; вхо­дит в кас­кад Кем­ских ГЭС). В рай­оне К. – ле­со­за­го­тов­ки. 

Лит.: Ти­хо­нов И. Н. Кемь. Пет­ро­за­водск, 1958; Берн­ш­там Т. А. По­мо­ры. Л., 1978; Бар­ки­на В. С. Кемь. 2-е изд. Пет­ро­за­водск, 1982; Мул­ло И. М. Па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры Ка­ре­лии. Пет­ро­за­водск, 1984; Опо­лов­ни­ков А. В. Со­кро­ви­ща Рус­ско­го Се­ве­ра. М., 1989; Кус­пак Н. В. Кем­ская кре­пость XVII в. // На­род­ное зод­че­ст­во. Пет­ро­за­водск, 1992.

  • КЕМЬ город в России, в сев.-вост. части Карелии, центр Кемского р-на (2009)
Вернуться к началу