География транспорта

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Тархов /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

География транспорта

В пределах освоенной зоны Европейской части страны транспортная сеть более развита и плотность её высокая, в слабо освоенной и неосвоенной зоне Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока транспорт менее развит, плотность сети крайне низкая.

В целом для Российской Федерации характерна широтная направленность транспортных потоков. Однако в зоне сплошного экономического освоения (внутри треугольника Санкт-Петербург – Сочи – Кемерово) основные грузо- и пассажиропотоки, как и сеть транспортных магистралей, имеют радиальный характер: они сходятся к столице страны Москве.

Главный межрегиональный вид транспорта в пределах экономически освоенной территории – железнодорожный, а в неосвоенной и слабо освоенной зоне – воздушный (самый дорогой, но действующий круглогодично), морской (летом в сочетании с внутренним водным) и трубопроводный. Основные виды внутрирегионального транспорта – автомобильный (в освоенной зоне) и внутренний водный, а в Зоне Севера (см. Севера Крайнего районы и приравненные к ним местности) – воздушный.

В России из-за больших расстояний исторически сложилась пространственная специализация отдельных видов транспорта. На дальние и средние расстояния основная масса грузов перевозится по железным дорогам (среднее расстояние перевозки 1 т груза 1735 км в 2015; 1540 км в 2011; 1266 км в 2002; 1185 км в 1992), на короткие расстояния – автомобильным транспортом (46 км в 2015; 39 км в 2011; 143 км в 2002; 138 км в 1992). Внутренний водный транспорт, главным образом речной, перевозит грузы и пассажиров на средние расстояния (только в летне-осенний сезон года, среднее расстояние 529 км в 2015; 468 км в 2011; 731 км в 2002; 381 км в 1992), морской – обеспечивает в основном дальние перевозки между различными морскими бассейнами (преимущественно в зарубежные страны) и по Северному морскому пути (2210 км в 2015; 2294 км в 2011; 3589 км в 2002; 4484 км в 1992). По трубопроводам 1 т сырой нефти перекачивается в среднем на 2258 км (2015; 1990 км в 2011; 2434 км в 2000), нефтепродуктов – на 1200 км (1188 км в 2011; 1174 км в 2000), природного газа – на 2385 км (2346 км в 2011; 2292 км в 2000). В пассажирском сообщении для поездок на большие расстояния используются преимущественно самолёты (средняя дальность поездки одного пассажира 2413 км в 2015; 2527 км в 2011; 2104 км в 2002; 1632 км в 1992), на средние – поезда (1176 км в 2015; 1408 км в 2011; 878 км в 2002; 622 км в 1992), на короткие – автобусы (110 км в 2015; 104 км в 2011; 97 км в 2002; 61 км в 1992); на речном транспорте средняя дальность поездки одного пассажира – 35 км (2015; 36 км в 2011; 170 км в 2002). Таким образом, главными видами транспорта на дальние расстояния являются воздушный, морской, трубопроводный и железнодорожный, на средние – железнодорожный и внутренний водный, на короткие – автомобильный.

Железнодорожный транспорт

Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 87 тыс. км (2018). На Европейскую часть страны (с Уралом) приходится свыше 2/3 длины железных дорог общего пользования. Наиболее протяжённой сетью железных дорог обладают Центральный (12646 км), Уральский (11321 км) и Поволжский (8482 км) экономические районы; на эти три района, занимающие 11% территории страны, приходится 37,3% длины железных дорог общего пользования.

Средняя плотность железных дорог (км на 1 тыс. кмв 2017) в России 7,2 (из них дорог общего пользования – 5,1); в Европейской части страны – 13,7 (от 26–27 на западе до 12–18 на юге и востоке), в Азиатской части – 2,1. Наиболее густой сетью железных дорог (км на 1 тыс. км2) обладают Московская (49,7), Калининградская (44,2), Тульская (38,2), Курская (35,2), Ленинградская (30,4), Владимирская (31,6) и Липецкая (31,5) области (2018). По мере удаления от Центральной России плотность железных дорог быстро убывает; самые низкие значения – в слабо освоенных районах Европейского Севера, севера и востока Сибири и Дальнего Востока (от 0,6 до 9 км на 1 тыс. км2). 

Основная широтная железнодорожная магистраль – Смоленск – Москва – Урал – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток. На участке Москва – Урал (до Екатеринбурга и Челябинска) действуют 3 дублирующие друг друга двухпутные электрифицированные линии: через Нижний Новгород, Киров и Пермь; через Арзамас, Казань и Агрыз; через Рузаевку, Самару и Уфу. Восточный участок магистрали (Урал – Владивосток) представляет Транссибирская магистраль (Транссиб; исторически Златоуст – Владивосток), которую на юге дублируют Среднесибирская (берёт начало на станции Троицк в Челябинской области; действующий участок в России Карасук – Озерки – Алтайская – Барнаул) и Южно-Сибирская (берёт начало на станции Карталы в Челябинской области; действующий участок в России Кулунда – Барнаул – Междуреченск – Абакан – Тайшет; основная часть обеих проходит по территории Казахстана) магистрали, а на севере – Байкало-Амурская магистраль (БАМ; Тайшет – Лена – Северобайкальск – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань).

Основные меридиональные линии: Мурманск – Санкт-Петербург – Москва – Белгород; Архангельск – Вологда – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Северный Кавказ; Москва – Павелец – Тамбов – Саратов – Астрахань – Северный Кавказ; Волжская (Приволжская) рокада (вдоль правого берега Волги: Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград с выходом на Северный Кавказ к морскому порту Новороссийск); Трансуральская железная дорога (Серов – Нижний Тагил – Екатеринбург – Челябинск – Орск).

До 2030 планируется реализовать 20 проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей, общей протяжённостью более 7 тыс. км. Наиболее перспективные скоростные маршруты: Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань (с дальнейшим продолжением до Екатеринбурга); Москва – Санкт-Петербург; Москва – Сочи (находятся на стадии проектирования по состоянию на 2020). В 2019 открылось железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, соединившему п-ов Таманский и г. Керчь. 

В структуре железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн. т, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).

Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн. (2019). Из них 1080,2 млн. перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн. – поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) – г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).

Важнейшие железнодорожные узлы: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул и Новокузнецк.

Основные грузо- и пассажиропотоки проходят по широтным, а также по радиальным магистралям из Москвы в Санкт-Петербург, на Северный Кавказ, в Поволжье и на Урал.

Автомобильный транспорт

Удельный вес дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 70% (2018). Наибольшая доля дорог с твёрдым покрытием в областях Центрального экономического района и регионах Северного Кавказа. Самая высокая доля плохих по качеству покрытия автомобильных дорог (2018) в Европейской части России – в Архангельской области (ок. 90%), в Азиатской части – в Республике Алтай (ок. 80%). До сих пор некоторые регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири отрезаны от соседей из-за отсутствия прямых соединительных дорог (ок. 39 тыс. населённых пунктов с общим населением 10 млн. чел. не имеют связи по автомобильными дорогам с твёрдым покрытием и оказываются оторванными от внешнего мира в период распутицы).

Эксплуатационная длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием постоянно возрастает  (1188 тыс. км в 2018; 1154 тыс. км в 2015; 1095 в 2013). На Европейскую часть страны приходится ок. 74% длины автомобильных дорог с твёрдым покрытием, на Сибирь и Дальний Восток – ок. 26%. Наиболее протяжённой сетью автомобильных дорог обладают Центральный (164 тыс. км), Уральский (152 тыс. км), Северо-Кавказский (150 тыс. км) и Поволжский (111 тыс. км) экономические районы; на эти 4 района, занимающие ок. 13% территории страны, приходится почти 49% длины автомобильных дорог с твёрдым покрытием.

Средняя плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием 63 км на 1 тыс. км(2018). Самая высокая плотность (км на 1 тыс. км2) – в Центре и на Юге Европейской части России (в Московской области – 776, в Республике Ингушетия – 848; по мере удаления на север и восток значения плотности резко убывают), самая низкая – в северных районах Европейской части (1630) и восточных районах Дальнего Востока (1–5). Средняя скорость движения по российским автомобильным дорогам – ок. 40 км/час.

В отличие от сети железных дорог, сеть магистральных автомобильных дорог имеет в основном радиальный характер, почти все важнейшие автомобильные дороги расходятся веером от Москвы и Санкт-Петербурга (важнейшие из них – именные и имеют статус автомобильных дорог общего пользования федерального значения); шоссе широтного или субширотного направления мало. Основные радиальные автомобильные магистрали Европейской части России – шоссе, расходящиеся от Москвы к городам Санкт-Петербург (автодорога общего пользования федерального значения – «Россия», проходит через Тверь и Великий Новгород; её продолжением является автодорога «Кола», связавшая Санкт-Петербург с Петрозаводском, Мурманском, Печенгой и границей с Норвегией), Великие Луки («Балтия»; через Волоколамск и Ржев, далее до границы с Латвией), Брянск («Украина»; через Калугу, до границы с Украиной), Белгород («Крым»; через Тулу, Орёл и Курск, до границы с Украиной), Ростов-на-Дону («Дон»; через Воронеж, далее идёт через Краснодар и Джубгу до Новороссийска; от неё отходит автодорога «Каспий» – на Тамбов, Волгоград и Астрахань, с ответвлениями на Саратов и Элисту, и автодорога «Кавказ» – на Владикавказ, Грозный и Махачкалу, до границы с Азербайджаном) и Вологда («Холмогоры»; через Ярославль, идёт до Архангельска).

Главная широтная автомобильная магистраль – Смоленск – Москва (на участке от Москвы до границы с Белоруссией автодорога «Беларусь») – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа («Волга») и её продолжение Казань – Пермь – Екатеринбург, которые с юга дублирует шоссе Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск («Урал»). От Челябинска по югу Сибири через Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск и Читу до Хабаровска проходит Московский тракт (участок от Челябинска до Новосибирска – автодорога «Иртыш», от Новосибирска до Иркутска – «Сибирь», от Иркутска до Читы – «Байкал» и от Читы до Хабаровска – «Амур»). Относительно хорошо развита сеть местных автомобильных дорог в регионах Северного Кавказа, Московской, Тульской, Ленинградской, Калининградской областях, а также на юге Приморского края. В 2018 закончено строительство автодорожной части Крымского моста (п-ов Таманский – Керчь). 

Основные виды перевозимых грузов (всего перевезено 5544 млн. т в 2018): строительные материалы, лесные грузы, продукция агропромышленного комплекса, нефтепродукты, руды чёрных и цветных металлов, уголь. Крупнейшие отправители грузов (млн. т, 2018): Тюменская (202, в т. ч. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 128), Московская (150), Брянская (55), Свердловская (46), Самарская (40), Белгородская (40), Томская (39) области, Красноярский (71), Краснодарский (67) края, Республика Татарстан (68), Ростовская область (49) и Республика Башкортостан (40).

На долю внутригородского сообщения приходится 82% общего числа пассажиров, перевезённых автомобильным транспортом (2017), пригородного сообщения – 16%, междугороднего (включая международное) сообщения – 2%. Наиболее крупные отправители пассажиров (млн. пассажиров, 2018): г. Москва (1289), Московская  область (625), г. Санкт-Петербург (588), Нижегородская область (401), Республика Башкортостан (388), Тюменская область (306),  Республика Татарстан (300), Краснодарский край (293), Ростовская область (285), Пермский (238) и Красноярский (220) края, Вологодская (259), Свердловская (249), Кемеровская (232), Воронежская (224), Саратовская (221) и Новосибирская (208) области.

Морской транспорт

Всего в России насчитывается 2718 морских судов (2017; 2779 в 2010; 3574 в 2005), в т. ч. для нужд рыболовства – 842, перевозки генеральных грузов – 505, нефтеналивные – 407, буксиры – 370, научно-исследовательские – 74, пассажирские и грузопассажирские – 54, ледоколы – 33. 

Объём перевалки грузов (млн. т) во всех морских портах России составил 786,4 (2017; 721,9 в 2016), из них на Азово-Черноморский бассейн пришлось 244,0 (2016), Балтийский бассейн – 236,6 (2016), Дальневосточный бассейн – 185,6 (2016), Арктический бассейн – 49,7 (2016), Каспийский бассейн – 6,0 (2016). Доминируют экспортные грузы (605,8 млн. т, 2017), каботажные составляют 86,1 млн. т, транзитные – 58,3 млн. т, а импортные – всего 36,2 млн. т. Среди грузов, обработанных в российских портах (млн. т, 2017), доминируют наливные (413,2; в т. ч. сырая нефть – 252,3, нефтепродукты – 141,6, пищевые грузы – 3,4), сухие навалочные (324,9; в т. ч. уголь – 154,6, зерно – 47,9, чёрные металлы – 28,3, минеральные удобрения – 17,7, руды – 7,6, лесные грузы – 5,1) и контейнерные (48,3 млн. т).

Большинство имеющихся в России морских портов замерзающие; не замерзают все порты Чёрного моря, часть портов Японского моря, а также Мурманск. Крупнейшие порты (грузооборот, млн. т, 2016): Азово-Черноморского бассейна – Новороссийск (131,4), Кавказ (33,2; обеспечивает паромное сообщение с Республикой Крым), Туапсе (25,2), Тамань (13,5), Ростов-на-Дону (12,9), Керчь (9,6); Балтийского бассейна (2019) – Усть-Луга (103,9), Приморск (61,0; экспорт нефти), Санкт-Петербург (59,9), Высоцк (19,4), Калининград (11,1); Дальневосточного бассейна – Восточный (68,5), Ванино (30,0; преобладает экспорт угля), Находка (23,3), Пригородное (Сахалин; 16,4; экспорт сжиженного природного газа), Владивосток (14,3), Де-Кастри (11,5; экспорт нефти), Посьет (8,2); Арктического бассейна – Мурманск (33,4), Варандей (8,0; экспорт нефти); Каспийского бассейна – Махачкала (3,3).

В контейнерах по морю было перевезено 1,5 млн. т груза (2018). Контейнерооборот всех морских портов России (млн. контейнеров ДФЭ, 2016) составляет 3,99 (3,81 в 2015; 3,94 в 2014), в т. ч. экспорт – 1,64, импорт – 1,67. По объёму морских контейнерных перевозок (млн. контейнеров ДФЭ, 2016) лидируют Балтийский (2,02), Дальневосточный (1,19) и Азово-Черноморский (0,63) бассейны. Крупнейшими контейнерными портами являются Санкт-Петербург (1750 тыс. контейнеров ДФЭ, 2016), Владивосток (643 тыс.) и Новороссийск (613 тыс.).

Объём внутренних грузовых морских перевозок вырос с 17,4 млн. т в 2005 до 37,0 млн. т в 2010, после чего резко сократился – до 15,8 млн. т в 2014, а затем немного возрос – до 23 млн. т в 2018; грузооборот упал со 100,3 млрд. т·км в 2010 до 32,1 млрд. т·км в 2014 и немного возрос – до 45 млрд. т·км в 2018.

Основные грузы, перевозимые морским транспортом (%, 2017): нефть и нефтепродукты (16,3), каменный уголь и кокс (5,7), лесные грузы (2,8), минеральные удобрения (1,9), зерно (1,8), руды (1,3), металлолом (0,6), химические грузы (0,5). Морской транспорт перевозит 11,71 млн. пассажиров (2017; 9,56 млн. пассажиров 2015; 1,29 млн. пассажиров в 2005; 3,40 млн. пассажиров в 1995); бóльшая часть пассажирских перевозок приходится на каботажное (11,49 млн. пассажиров) и пригородное сообщение (0,22 млн. пассажиров).

Важную роль в работе морского транспорта России играет «северный завоз» (осуществляется по акваториям морей Северного Ледовитого океана, главным образом по Северному морскому пути), объём которого составил 3,4 млн. т (2017; 3,3 млн. т в 2015; 4,4 млн. т в 2010). Завоз грузов (дизельное топливо, уголь, продукты питания и др.) в короткую летнюю навигацию осуществляется из портов освоенной зоны в 17 портов Зоны Севера с помощью ок. 20 дизельных и 7 атомных ледоколов. На Арктике действуют круглогодичные линии с использованием ледоколов и лихтеровозов: Дудинка – Мурманск – Роттердам (Нидерланды) и Ямал – Мурманск.

Внутренний водный транспорт

Речной флот России насчитывает 24339 речных и озёрных судов; ок. 2/3 из них самоходные (2017). На сухогрузные суда приходится 20,7% состава речных и озёрных судов, буксирные – 17,5%, пассажирские и грузопассажирские – 7,2%, наливные – 5,3%, нетранспортные – 49,3% (2017).    

Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных путей (101,5 тыс. км судоходных путей в 2018). В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части страны ниже (32%), чем в Азиатской (68%), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей (км на 1 тыс. км2) в Европейской части России 6,6, в Азиатской части, из-за её обширной территории, 4,5.

Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75% территории страны, приходится ок. 68% совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах.

Основные судоходные реки: в Европейской части России – Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Дон, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень и Печора; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами – Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири – Обь (с притоками Иртыш, Тобол и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке – Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма.

Самые протяжённые судоходные каналы и искусственные водные пути: Волго-Балтийский путь (1100 км), Беломорско-Балтийский канал (227 км), Северо-Двинская система (130 км), канал им. Москвы (128 км), Волго-Донской канал (101 км) и Сайменский канал (43 км).

На российских реках и озёрах функционируют св. 100 портов, в составе которых 550 грузовых (2017; 610 в 2015) и 475 пассажирских (2017; 534 в 2015)  причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов – Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др.

Основные порты (от верховьев до устья): на реке Волга (с системой водохранилищ) – Тверь, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на реке Кама – Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на реке Дон – Усть-Донецкий, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе – Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на реке Северная Двина – Котлас, Архангельск; на реке Иртыш – Омск, Тобольск; на реке Обь – Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на реке Томь – Томск; на реке Енисей – Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на реке Ангара – Иркутск, Братск, Усть-Илимск; на реке Лена – Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск; на реке Яна – Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на реке Индигирка – Хонуу, Дружина, Чокурдах; на реке Колыма – Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский; на реке Амур – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др.

Общий объём перевалки грузов в речных портах России составил 138,2 млн. т (2017). По грузообороту речных портов (млн. т, 2013) в Европейской части России выделяются: Волжский (59,4), Московский (36,1) и Волго-Балтийский (17,9) бассейны; за ними следуют Камский (10,5), Северо-Двинский (5,3) и Азово-Донской (1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн. т, 2013) у Обь-Иртышского (14,1), Енисейского (9,6), Амурского (8,2) и Ленского (5,2) бассейнов.

Крупнейшие по грузообороту речные порты (млн. т, 2013) Европейской части России: Коломна (9,4), Череповец (7,5), Москва (6,9), Кимры (6,4), Казань (5,7), Самара (5,4), Тольятти (4,4), Рязань (4,1), Архангельск (3,6), Чебоксары (3,5), Ярославль (3,5) и Серпухов (3,5); Азиатской части России – Хабаровск (6,8), Томск (5,6), Омск (2,4), Дудинка (2,1), Тобольск (1,8), Лесосибирск (1,6), Якутск (1,5) и Нижневартовск (1,4).

Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом составляет 116 млн. т (2018; 121,4 млн. т в 2015; 140,5 млн. т в 2012). Основные виды грузов (%, 2017): строительные материалы (51,9), нефть и нефтепродукты (14,4), зерно и продукты перемола (8,7), лесные грузы (4,7). 

Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом, – 12 млн. (2018). Основные пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур и Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва – Санкт-Петербург и Москва – Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга – в Белозерск.

Водный транспорт является элементом смешанных перевозок «река–море» при «северном завозе» грузов в небольшие порты рек Зоны Севера (Нарьян-Мар на Печоре, Лабытнанги на Оби, Дудинка и Игарка на Енисее, Хатанга на Хатанге, Нижнеянск на Яне, Чокурдах на Индигирке, Черский на Колыме и др.) из морских портов Северного морского пути. Необходимые грузы перевозятся вверх по течению рек к местам добычи полезных ископаемых, а вниз в те же порты вывозится добытое сырьё.

Трубопроводный транспорт

Сеть нефтепроводного транспорта соединяет центральные районы Западной Сибири (важнейший район добычи нефти) с западным фронтом Европейской части России. Общая длина магистральных нефтепроводов составляет 53,4 тыс. км (2018). Основное направление магистральных нефтепроводов: Западная Сибирь – Поволжье – Центр (оба – крупные ареалы нефтепереработки) – потребители Украины, Белоруссии, прибалтийских стран, Словакии, Чехии, Польши и Германии. Трассы этих трубопроводов: Самотлор – Альметьевск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Курган – Самара, Сургут – Нижний Новогород – Полоцк (Белоруссия); Альметьевск – Самара – Мичуринск – Унеча – Мозырь – Брест (оба – Белоруссия), с ответвлениями Мичуринск – Кременчуг (Украина), Унеча – Новополоцк (Белоруссия) – Вентспилс (Латвия) и Мозырь – Ужгород (Украина; нефтепровод «Дружба»), Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва, Нижний Новгород – Ярославль – Кириши; Самара – Тихорецк – Новороссийск, Самара – Лисичанск (Украина) – Кременчуг – Одесса (Украина); Усинск – Ухта – Ярославль – Москва. В Сибири действуют нефтепроводы Усть-Балык – Омск, восточный участок нефтепровода Тумазы – Уфа – Омск – Анжеро-Судженск – Красноярск – Ангарск, Александровское – Анжеро-Судженск, Омск – Павлодар (Казахстан), на Дальнем Востоке – изолированный нефтепровод местного значения Оха (остров Сахалин) – Комсомольск-на-Амуре. В 2001 введены в строй нефтепроводы: Тенгиз – Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум, КТК; для экспорта казахстанской нефти через территорию России) и Суходольная – Родионово – Несветайская (проходит по территории Ростовской области в обход территории Украины на направлении Северный Кавказ – Москва). С потерей балтийских нефтеэкспортных портов [Вентспилс в Латвии, Бутинга и Клайпеда в Литве, Мууга (бывший Новоталлинский) в Эстонии] сооружён новый нефтеналивной терминал в Приморске (Ленинградская область), куда в 2001 подведена Балтийская трубопроводная система (БТС-1) из г. Кириши. В 2000–10-е гг. построены новые нефтепроводы Унеча – Андреаполь – порт Усть-Луга (БТС-2; 2012), ВСТО [Восточная Сибирь – Тихий океан, 2009–12; прошёл по маршруту Тайшет – Сковородино – бухта Козьмино (в составе морского порта Восточный) с ответвлением в Дацин (Китай); в 2019  введён в эксплуатацию нефтепровод–ответвление от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре], Самотлор – Пурпе (2011; в 2017 продлён от Пурпе через Тарко-Сале до Новозаполярного), Куюмба – Тайшет (2017). Нефтепродуктопроводы в целом дублируют маршруты нефтепроводов (17,1 тыс. км в 2018, включая проложенные по территории иностранных государств).

Главные газопроводы проходят из Западной Сибири и Тимано-Печорского бассейна в центр Европейской части страны и затем тремя пучками расходятся через Белоруссию в Западную Европу, через Украину в Западную и Юго-Восточную Европу и через Северный Кавказ в Закавказье. Общая длина магистральных газопроводов составляет 179,3 тыс. км (2018). Основные газопроводы: Уренгой – Челябинск, Уренгой – Петровск – Новопсков (Украина), Уренгой – Надым – Пунга – Ухта – Грязовец, Ухта – Грязовец – Торжок («Сияние Севера»), Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Западная Европа («Прогресс»), Ямал – Европа; Оренбург – Александров Гай – Новопсков – Ужгород («Союз»), Газли (Узбекистан) – Челябинск – Екатеринбург («Бухара – Урал»), Газли, Шатлык и Белек (оба – Туркменистан) – Александров Гай – Петровск – Воскресенск («Средняя Азия – Центр»). На юге Западной Сибири действует магистральный газопровод Сургут – Омск – Новосибирск – Кузбасс. Все магистральные газопроводы объединены в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). Наряду с крупными магистральными газопроводами, функционирует ряд изолированных локальных систем газопроводов, получающих газ из местных источников: Калининградская (соединена с системой газопроводов Литвы и Белоруссии), Норильская, Якутская (в районе г. Якутск) и Камчатская (в 2010 введён в строй газопровод Соболево – Петропавловск-Камчатский). В 2002–06 сооружён газопровод Оха – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск. В 2009 сдан в эксплуатацию газопровод Дзаурикау – Цхинвал (Южная Осетия), в 2011 – Джубга – Лазаревское – Сочи и Хабаровск – Владивосток (участок от сахалинских шельфовых месторождений находится в стадии строительства), в 2012 – Бованенково – Ухта, в 2016 – Краснодарский край – Крым (Керчь – Симферополь – Севастополь). В 2019 завершилось сооружение магистрального газопровода «Сила Сибири» [Чаянда (Якутия) – Ленск – Свободный – Благовещенск и далее в Китай]; в конце 2022 его начнёт питать газопровод от Ковыктинского месторождения (Иркутская область), также будет построен газопровод Чаянда – Ковыкта – Жигалово – Саянск – Ангарск – Иркутск. Почти все экспортные газопроводы в Европу проходят через территорию Украины и Белоруссии. Поскольку в 1990-2000-е гг. на Украине из газопроводов происходило самовольное изъятие газа, были созданы альтернативные маршруты: в 2002 по дну Чёрного моря проложен газопровод «Голубой поток» [Изобильный – Архипо-Осиповка (оба – Россия) – Дурусу – Анкара (оба – Турция)], в 2010-12 по дну Балтийского моря – газопровод «Северный поток» [Выборг (Россия) – Грайфсвальд (Германия); в 2020 завершится сооружение его 2-й очереди – «Северного потока-2» от Усть-Луги (Россия)]; в 2020 введён в эксплуатацию газопровод по дну Чёрного моря – «Турецкий поток» [Анапа (Россия) – Кыйыкёй – Люлебургаз (Турция) – Ипсала (граница Турции и Греции)].

По трубопроводам было перемещено 1169 млн. т груза в 2018 (в т. ч. 566 млн. т по газопроводам, 561 млн. т по нефтепроводам, 42 млн. т по нефтепродуктопроводам).

Воздушный транспорт

Через все аэропорты России прошло 128,1 млн. пассажиров (2019; 91 млн. пассажиров в 2016), 1147 тыс. т грузов и почты в (2019; 730,6 тыс. т в 2016). Число гражданских воздушных судов 6,9 тыс. (2018).

Крупнейшие авиакомпании (млн. пассажиров, 2019), обслуживающие как внутреннее, так и международное пассажирское авиасообщение, – «Аэрофлот» (37,22), «Сибирь» («S7 Airlines»; 14,05), «Россия» (11,55; дочерняя компания «Аэрофлот»), «Победа» (10,29; лоукостер), «Уральские авиалинии» (9,62), «ЮТэйр» («UTair»; 7,76), «АЗУР эйр» («AZUR air»; 5,79), «Северный ветер» («Nordwind Airlines»; 5,54), «Глобус» (3,90; отделение компании «S7 Airlines»). Наибольшим количеством самолётов владеют компании «Аэрофлот» (190 единиц; 2017), «ЮТэйр» (65 единиц), «S7 Airlines» (64 единицы), «Россия» (60 единиц) и «Уральские авиалинии» (39 единиц). Остальные компании владеют 12-29 самолётами; среди них выделяется единственная низкобюджетная компания «Победа», а также чартерные «АЗУР эйр», «Нордстар» («NordStar Airlines»), «Роял Флайт» («Royal Flight») и туристическая «Икар» («Pegas Fly»).

В Российской Федерации действуют 277 гражданских аэропортов и аэродромов (2020). Из них 89 федерального значения (2019), 78 международных (2020). 1990–2000-е гг. по экономическим (отсутствие пассажиров, небольшое число рейсов) и административным (решение местных властей) причинам были закрыты аэропорты в Ачинске (1990-е гг.), Шушенском (1990-е гг.), Шарыпово (1990-е гг.), Усть-Илимске (2001; рейсы в Иркутск возобновлены в 2013), Нефтеюганске (2004) и Быково (Москва; 2010).

В этот же период открыты новые аэропорты, обслуживающие нефтегазовые комплексы и месторождения: Остафьево (2000; к западу от г. Щербинка в Московской области; ныне в черте Москвы; под контролем компании «Газпром авиа»), Варандей (2011; в Заполярном районе Ненецкого автономного округа), Талакан [2012; в Ленском районе Республики Саха (Якутия)], Бованенково (2012; в западной части полуострова Ямал), Сабетта (2015; в северо-восточной части полуострова Ямал; оба – «Газпром авиа»). Кроме них, открыты новые аэропорты в Магасе (2000; Республика Ингушетия), Череповце (2006; владеет компания «Северсталь»); Геленджик (2010; Краснодарский край; с 2004 закрыт на реконструкцию взлётно-посадочной полосы), Калуга (Грабцево; 2015), Жуковский (2016; в г. Жуковский Московской области). В 2007 после реконструкции открыт аэропорт Менделеево (остров Кунашир, Курильские острова, Сахалинская область). В 2010-е гг. ряд небольших периферийных аэропортов был расконсервирован и открыт для регулярного авиасообщения.

Крупнейшие авиационные узлы и аэропорты (пассажирооборот, млн. пассажиров, 2019): Москва (международные аэропорты Шереметьево, Домодедово и смешанного типа Внуково; более 101,7), Санкт-Петербург (Пулково; 19,6), Сочи (Адлер; 6,8), Новосибирск (Толмачёво; 6,6), Екатеринбург (Кольцово; 6,2), Симферополь (5,1; 2018), Краснодар (Пашковский; 4,6), Уфа (3,6), Казань (3,1), Владивосток (Кневичи; 3,1), Ростов-на-Дону (Платов; 3,0), Самара (Курумоч; 3,0), Красноярск (Емельяново; 2,5), Минеральные Воды (2,5), Иркутск (2,4), Хабаровск (2,2), Тюмень (Рощино; 2,0), Сургут (1,9), Челябинск (Баландино; 1,7). Наиболее загруженные внутренние пассажирские авиалинии (тыс. пассажиров в одном направлении, 2015) из Москвы в города Санкт-Петербург (1893), Симферополь (1658), Сочи (1342), Краснодар (950), Екатеринбург (825), Минеральные Воды (632), Ростов-на-Дону (587), Новосибирск (579), Уфу (541), Самару (517) и Калининград (503).

При снижении объёма пассажирских перевозок внутри России и из России в страны СНГ значительно возросли международные авиаперевозки (в страны дальнего зарубежья; млн. пассажиров): 55,1 в 2019; 39,5 в 2015; 46,9 в 2014; 38,6 в 2012; 27,7 в 2010; 11,1 в 2002; 3,5 в 1992. Традиционные направления в бывшие социалистические страны (Берлин, Варшава, Прага, Будапешт, София, Варна, Белград, Гавана) сменились на новые [Париж, Лондон, Рим, Мадрид, Вена, Пекин, Шанхай, Сеул, Токио, Сингапур, Дели, Дубай и др., а также аэропорты курортов Турции (Анталья), Египта (Хургада), Таиланда (У-Тапао – Паттайя, Пхукет), Италии (Римини), Испании, Греции (Ираклион), Хорватии (Сплит, Дубровник), Черногории (Тиват), Кипра (Ларнака), Туниса и др.].

Крупнейшие грузовые авиаперевозчики (тыс. т, 2019) – компании «AirBridge Cargo» (541,0), «Аэрофлот» (217,8), «Победа» (54,4),  «Сибирь» (42,8). Крупнейшие по грузообороту аэропорты (тыс. т, 2019): Шереметьево (329,8), Домодедово (105,9), Внуково (48,9; все три – Москва), Пулково (Санкт-Петербург; 27,4), Толмачёво (Новосибирск; 26,6), Кневичи (Владивосток; 21,4), Хабаровск (19,4), Кольцово (Екатеринбург; 17,2), Емельяново (Красноярск; 15,4), Алыкель (Норильск; 11,9), Елизово (Петропавловск-Камчатский; 10,3), Хомутово (Южно-Сахалинск; 10,3), Якутск (9,1), Иркутск (8,8), Сокол (Магадан; 7,8), Мирный (7,1), Храброво (Калининград; 6,9).

Промышленный транспорт

Количество предприятий, имеющих собственное железнодорожное хозяйство, постепенно сокращается (св. 7 тыс. – в нач. 2010-х гг.; 10,5 тыс. – в нач. 2000-х гг.; 12,5 тыс. – в кон. 1990-х гг.; св. 30 тыс. – в кон. 1980-х гг.). Эксплуатационная длина железнодорожных подъездных путей 36 тыс. км (2017). Из общего числа грузовых вагонов 25% принадлежат предприятиям чёрной металлургии, 9% – угольной промышленности, 5% – цветной металлургии; 2/3 всех вагонов – думпкары (вагон-платформа с автоматизированной выгрузкой; используется для перевозки сыпучих грузов), остальные – хопперы (саморазгружающийся бункерный вагон; для сыпучих грузов, в т. ч. железорудного агломерата и окатышей), цистерны (для перевозки жидких грузов – кислоты, пека, сжиженных газов), шлаковозы и чугуновозы. К 2017 по сравнению с 1980-ми гг. железнодорожный транспорт предприятий сократил объёмы перевозок примерно вдвое (с 6,4 млрд. до 3,0 млрд. т). Основная часть грузов – производственные (сырьё, топливо, полуфабрикаты и готовая продукция) и вспомогательные, которые перемещаются между цехами, складами и подразделениями предприятий.

Типичной промышленной железной дорогой является Норильская (изолирована от единой железнодорожной сети страны; перевозит главным образом руды, строительные материалы, отработанную породу и топливо), по которой курсируют в т. ч. и пассажирские поезда, перевозящие рабочих из Норильска и близлежащих посёлков на рудники и заводы. Обширной сетью подъездных железных дорог обладают комбинаты полного цикла чёрной металлургии [Магнитогорский, «Северсталь» (Череповецкий), Новолипецкий, Нижнетагильский, «Мечел» (Челябинский), Новокузнецкий, «Уральская сталь» (бывший Орско-Халиловский), Оскольский электрометаллургический], крупные предприятия цветной металлургии (Норильский горно-металлургический комбинат, Братский, Красноярский Саяногорский, Хакасский, Иркутский и др. алюминиевые заводы), угольные разрезы и шахты (в Кузбассе, Южно-Якутском бассейне и др.), горно-обогатительные комбинаты (железорудные – Лебединский и Стойленский в Белгородской области, Михайловский в Курской области, Качканарский в Свердловской области, Костомукшский в Республике Карелия; «Апатит» в Мурманской области, и др.), нефтегазовые промыслы (в Западной Сибири, Поволжье, на Урале и др.), крупные машиностроительные заводы (Ижорский, Кировский, «Уралмашзавод», ГАЗ, КамАЗ, ВАЗ и др.), лесопромышленные комплексы (в Братске, Усть-Илимске, Сыктывкаре и др.), погрузочно-разгрузочные комплексы и терминалы в морских и речных портах (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.), крупные ТЭС и АЭС.

Автомобильный транспорт предприятий и ведомств перевозит грузы (руды, уголь и др. виды минерального сырья, вскрышные породы, ферросплавы, скрап, шлак, стройматериалы и т. п.), а также доставляет грузы на склады и в цеха промышленных, строительных, военных и сельскохозяйственных предприятий. Большегрузная автомобильная техника (грузоподъёмность св. 20 т) используется на горнодобывающих, металлургических, строительных предприятиях, подвозит грузы к станциям промышленных железных дорог, причалам портов, на обогатительные и перерабатывающие фабрики.

Промышленный трубопроводный транспорт представлен сетью нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, связывающих цеха и подразделения нефте-, газоперерабатывающих, нефте- и газохимических заводов и комплексов (Омский, Ангарский нефтеперерабатывающие, «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Уфанефтехим», «Газпром нефтехим Салават», «СИБУР Тобольск» и др.), по которым перекачиваются полуфабрикаты или готовая продукция. Его разновидность – пневматический транспорт (под действием сжатого воздуха по трубам перемещаются строительный песок, цемент, древесные и металлические опилки, угольная пыль, бумажные отходы, зерно, мука и др. сыпучие грузы на расстояние до 50 км). Такие транспортные установки с 1970–80-х гг. действуют на ряде предприятий Волгограда, Тулы, Санкт-Петербурга и др. городов. Самым протяжённым являлся пульпопровод Белово (Кемеровская область) – Новосибирская ТЭЦ‑5, по которому перекачивалась угольная эмульсия. Его работа прекращена в 1990-е гг. Гидравлическим транспортом по трубам на расстояние 40 км перемещается концентрат медно-никелевой руды с обогатительной фабрики на Норильский горно-металлургический комбинат.

Водный транспорт перевозит сырьё, топливо, полуфабрикаты, готовую продукцию предприятий собственными судами с собственных причалов морских и речных портов.

Конвейерный транспорт перемещает в пределах промышленных предприятий массовые сыпучие грузы (уголь, руды, песок и др.). Общая протяжённость конвейеров св. 5 тыс. км, по ним ежегодно транспортируется св. 570 млн. т грузов. Конвейеры действуют на предприятиях горнодобывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов. К 2021 планируется построить крупнейший в России 28-километровый угольный конвейер от Солнцевского разреза до морского порта Шахтёрск на Сахалине. 

Канатно-подвесной транспорт используется на промышленных, строительных, лесных и сельскохозяйственных предприятиях для быстрого перемещения сырья из мест добычи к местам переработки или погрузки на другие виды транспорта, полуфабрикатов и топлива между цехами предприятия, а также для удаления пустой породы и отходов производства. Грузовые канатные дороги действуют на заводе «Сода» (с 2013 входит в «Башкирскую содовую компанию», Стерлитамак), Новотроицком цементном заводе и ряде др. предприятий. Для перевозки шахтёров действует подземная пассажирская кресельная подвесная дорога на шахте «Распадская» в Кемеровской области.

Городской пассажирский транспорт

Городской транспорт перевозит людей и грузы в пределах города и его ближайших пригородов. Интенсивность этих грузо- и пассажиропотоков во много раз превышает интенсивность потока на региональном или общероссийском уровне. В крупнейших городах в условиях дефицита скоростных дорог эта проблема усугубляется высокими темпами автомобилизации (так, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке на 1 тыс. жит. приходится по 400–500 автомобилей, тогда как в среднем по Российской Федерации – 305). Всеми видами общественного городского транспорта перевезено 18151,0 млн. (2018; 19122,1 млн. в 2015) пассажиров. В целом по Российской Федерации 46,4% перевозок городского общественного пассажирского транспорта выполняют автобусы, 30,7% – метрополитен, 11,5% – троллейбусы, 11,4% – трамваи (2018).

Эксплуатационная длина трамвайных путей 2,4 тыс. км (2018). Трамвайные маршруты есть в 61 городе (2018). Самые протяжённые сети трамвайных линий (протяжённость в км по оси улиц, 2011) эксплуатируются в Санкт-Петербурге (239), Москве (181), Екатеринбурге (79), Нижнем Новгороде (77), Самаре (75), Магнитогорске (72), Новосибирске (69), Челябинске (69), Казани (61) и Саратове (57). В 2000–10-е гг. ликвидировано трамвайное сообщение в Архангельске, Астрахани, Воронеже, Дзержинске, Ногинске, Рязани и Шахтах. В Волгограде с 1984 действует линия скоростного трамвая (длина 17 км) с подземными участками.

Эксплуатационная длина троллейбусных линий 5,1 тыс. км (2018). Троллейбусные маршруты есть в 86 городах (2018). Самые протяжённые сети троллейбусных линий (протяжённость в км по оси улиц, 2011) действуют в Москве (602), Санкт-Петербурге (323), Новосибирске (126), Нижнем Новгороде (125), Уфе (110), Тольятти (107), Оренбурге (102), Ростове-на-Дону (99), Самаре (92), Челябинске (90), Екатеринбурге (76) и Красноярске (67). В 2000–10-е гг. прекращено троллейбусное движение в городах Архангельск, Благовещенск, Владикавказ, Курган, Сызрань, Тюмень и Шахты. С 2016 началось сокращение сети троллейбусных линий в Москве с заменой части маршрутов автобусными и позже электробусными (к концу 2020 планируется полностью демонтировать контактную сеть троллейбусов). Междугородная троллейбусная линия Симферополь – Алушта – Ялта в Республике Крым (проложена в 1959–61) является самой протяжённой (96 км) и высокогорной в мире.

Возросла роль легкового таксомоторного транспорта при перевозке пассажиров (30,1 млн. в 2018; 22,0 млн. в 2014; 7,2 млн. в 2006). На регулярной основе действует примерно в 100 городах страны. Основная часть спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей.

Эксплуатационная длина путей метрополитена с сер. 2000-х гг. увеличилась почти на четверть (582 км в 2018). Метрополитен действует в 7 городах России. Общее число станций 357 (2018; 332 в 2016; 294 в 2010; 256 в 2000). До 1990 считалось, что этот вид внеуличного скоростного транспорта должен строиться только в городах с населением св. 1 млн. чел. Линии по стратегическим соображениям прокладывались в основном под землёй, но в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске имеются небольшие наземные участки. Самую разветвлённую сеть имеют Московский метрополитен (1935; 14 линий, 232 станции; 2019) и метрополитен в Санкт-Петербурге (1955; 5 линий, 72 станции; 2019). Метрополитены действуют в Нижнем Новгороде (1985; 2 линии, 16 станций; 2020), Новосибирске (1986; 2 линии, 13 станций; 2019), Самаре (1987; 1 линия, 10 станций; 2019), Екатеринбурге (1991; 1 линия, 9 станций; 2020) и Казани (2005; 1 линия, 11 станций; 2020). Строительство новых линий метро после приостановки работ в 1990-е гг. вновь возобновилось; в 2000-е гг. ежегодно сооружалось по 1–2 станции, в 2010-е гг. – по 3–5 станций. В Москве, в Южном Бутово, в 2003 введена в эксплуатацию первая линия «лёгкого» метро (надземный участок на эстакадах с использованием малогабаритного подвижного состава; 7 станций). Строительство метрополитенов в Красноярске, Омске и Челябинске приостановлено из-за дефицита финансовых средств. Самые загруженные (тыс. пассажиров в сутки) метрополитены в Москве (7016; 2019), Санкт-Петербурге (2040; 2018), Новосибирске (232; 2019), Нижнем Новгороде (93; 2018) и Екатеринбурге (130; 2018). В 2016 в Москве на базе полностью реконструированной Малой окружной железной дороги введена в эксплуатацию городская скоростная железная дорога МЦК (Московское центральное кольцо; длина 54 км, 31 станция).

С 2004 в Москве действует единственная в России пассажирская монорельсовая дорога (т. н. Московский монорельс; 6 станций; длина 4,7 км, между станциями метро ВДНХ и Тимирязевская), по которой в 2014 перевезено 5,6 млн. пассажиров; в 200408 и с января 2017 работает в экскурсионном режиме.

В Москве активно идёт строительство новых линий наземного метро – московских центральных диаметров (МЦД). В 2019 в Москве запущены МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» (52 км; 28 станций) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (80 км; 38 станций). В ближайшие годы планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (82 км; 43 станции; к нач. 2022), МЦД-4 «Киевско-Горьковский» (86 км; 38 станций; к 2024), МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» (72 км; 34 станции; к 2025). 

Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде др. городов, разделённых крупными реками. Морские трамваи являются важным средством внутригородского сообщения во Владивостоке, Мурманске, Находке и Севастополе.

Единственный в России фуникулёр общего пользования действует во Владивостоке (с 1962; поднимает пассажиров с улицы Светланская на сопку Голубая Падь; длина 185 м, перепад высот 66,5 м). К 2021 планируется восстановить кремлёвский фуникулёр в Нижнем Новгороде.

Подвесные канатные дороги выполняют в основном функции по обслуживанию отдыхающих. К исключительно пассажирским относятся  дорога Нижний Новгород – Бор через реку Волга (2012, 3,7 км) и дорога в Ульяновске (перевозит пассажиров от речного вокзала вверх на бульвар Венец, 652 м; в настоящее время не работает и ожидает реконструкции). Началось строительство канатной дороги между городами Благовещенск и Хэйхэ (Китай) через реку Амур (срок окончания работ 2022). Существуют проекты сооружения канатных дорог во Владивостоке (через бухту Золотой Рог в микрорайон на мысе Чуркина) и Дальнереченск и Хутоу (Китай) через реку Уссури.

Рекреационный транспорт

Подвесные канатные дороги функционируют на горнолыжных курортах Северного Кавказа (район Чегета в Кабардино-Балкарской Республике) и Хибин [две на склонах горы Айкуайвенчорр близ г. Кировск длиной (км) 1,5 и 1,0; три в г. Мончегорск длиной (км) 1,5, 1,2 и 0,3], а также на лыжном трамплине на берегу реки Белая в Уфе. Из двух первых ведомственных фуникулёров в Сочи для перевозки отдыхающих от санатория вниз, к морским пляжам, и обратно действует лишь один (в санатории «Сочинский»; длина 395 м). Фуникулёр санатория им. Орджоникидзе (как и сам санаторий) был закрыт в 2010. Подвесные канатные пассажирские дороги сооружены в курортных местностях и горных районах Северного Кавказа, на горнолыжных курортах Кольского полуострова, в Крыму [в т. ч. линия Мисхор – Ай-Петри; самая протяжённая (3,0 км) и наиболее крутая (перепад высот между нижней и верхней станциями 1066 м)], на Алтае, а также в Южно-Сахалинске, Светлогорске, Красноярске, Оренбурге (над рекой Урал из Европы в Азию). В 2018 открылась Московская канатная дорога (длина 720 м). В 1990–2000‑е гг. закрыты прогулочные и парковые канатные дороги во Владикавказе, Казани и Пензе. В 2010 в стране насчитывалось ок. 400 таких дорог, в т. ч. в Европейской части России они действовали в 108 туристических центрах, в Азиатской части России – в 49.

Музейные железные дороги с паровозами действуют в Переславле-Залесском, пригороде Санкт-Петербурга (станция Шушары). Работают св. 20 детских железных дорог (с шириной колеи 750 мм); самые протяжённые – в посёлке городского типа Кратово Московской области (1937; длина 5,0 км), г. Свободный Амурской области [Малая Забайкальская (Амурская); 1940; 11,5 км], Санкт-Петербурге (Малая Октябрьская; 1948 – Северная трасса, 2011 – Южная трасса; общая длина ок. 13,0 км), Челябинске (Малая Южно-Уральская; 1949; 5,8 км), Оренбурге (1953; 5,8 км) и Чите [Малая Забайкальская (Читинская); 1971; 3,8 км]. В 2000-е гг. открыты новые детские железные дороги в Новосибирске (Малая Западно-Сибирская; 2005; длина 5,3 км), Казани (2007; 4,3 км) и Кемерово (2007; 3,8 км).

Осуществляется движение речных судов по многим туристическим маршрутам Волжского бассейна. Развивается морской туризм, в т. ч. на атомных ледоколах на Северный полюс. Во многих городах, расположенных на крупных реках или морском побережье, в летнюю навигацию организуются экскурсионные и туристические рейсы в пределах города и пригородов (Москва, Санкт-Петербург, города на Волге и Каме, а также Сочи, Туапсе, Геленджик, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др.).

Лит.: Николаев А. С., Житков С. М. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. СПб., 1900; Никольский И. В. География транспорта СССР. М., 1978; История гражданской авиации СССР. М., 1983; Единая транспортная система. М., 2001; Шишкина Л. Н. Транспортная система России. М., 2001; Лившиц В. Н. Транспорт России за 100 лет // Россия в окружающем мире. М., 2002.

Вернуться к началу