География транспорта
В пределах освоенной зоны Европейской части страны транспортная сеть более развита и плотность её достаточно высока, в неосвоенной зоне Сибири и Дальнего Востока транспорт менее развит, плотность сети крайне низка (см. карту на стр. 530–531).
В целом для РФ характерна широтная направленность транспортных потоков. Однако в зоне сплошной экономической освоенности (занимает приблизительно треугольник С.-Петербург– Сочи–Кемерово) осн. грузо- и пассажиропотоки, как и сеть транспортных магистралей, носят радиальный характер: они сходятся к столице страны Москве.
Главным межрегиональным видом транспорта в пределах экономически освоенной территории стал железнодорожный, а в неосвоенной и слабо освоенной зоне – воздушный (самый дорогой, но действующий круглогодично), морской (летом в сочетании с речным) и трубопроводный. Осн. видами внутрирегионального транспорта являются автомобильный (в освоенной зоне) и внутренний водный, а в районах Крайнего Севера – воздушный.
В России из-за больших расстояний исторически сложилась пространственная специализация отдельных видов транспорта. На дальние и средние расстояния осн. масса грузов перевозится по железным дорогам (среднее расстояние перевозки 1 т груза 1185 км в 1992, 1266 км в 2002), на короткие расстояния – автомобильным транспортом (138 км в 1992, 143 км в 2002). Внутренний водный транспорт, гл. обр. речной, перевозит грузы и пассажиров на средние расстояния (только в летне-осенний сезон, 381 км в 1992, 731 км в 2002), морской – обеспечивает в осн. дальние перевозки между бассейнами (преимущественно в зарубежные страны) и по Северному морскому пути (4484 км в 1992, 3589 км в 2002). По трубопроводам 1 т нефти перекачивается в среднем на 2118 км, газа – на 2289 км. В пассажирском сообщении для поездок на большие расстояния используются преимущественно самолёты (средняя дальность поездки одного пассажира 1632 км в 1992, 2104 км в 2002), на средние – поезда (622 км в 1992, 878 км в 2002), на короткие – автобусы (61 км в 1992, 97 км в 2002); на речном транспорте средняя дальность поездки одного пассажира – 170 км. Таким образом, гл. видами транспорта на дальние расстояния являются воздушный, морской, трубопроводный и железнодорожный; на средние – железнодорожный и внутренний водный, на короткие – автомобильный.
Железнодорожный транспорт
68,6% длины линий общего пользования приходится на Европейскую часть страны, 31,4% – на Сибирь и Дальний Восток. Наиболее протяжённую сеть железных дорог имеют Центральный (12913 км), Уральский (11470 км) и Поволжский (8495 км) экономические районы; на эти 3 района, занимающие 11% территории страны, приходится 38% железных дорог общего пользования.
Средняя плотность всех железных дорог в России 8,1 км на 1 тыс. км2 (дорог общего пользования – 5,0); в Европейской части страны – 13,7 (от 26–27 на западе до 12–18 на юге и востоке), в Азиатской – 2,1. Самую густую сеть (км на 1 тыс. км2) имеют Московская (57,1), Тульская (41,4), Калининградская (40,9), Курская (35,7), Ленинградская (32,9), Владимирская (32,0) и Липецкая (31,2) области. По мере удаления от Центральной России плотность железных дорог быстро убывает; самые низкие показатели – в слабо освоенных районах севера Европейской части, севера и востока Сибири и Дальнего Востока (от 0,7 до 5). Средняя участковая скорость движения грузовых поездов 39 км/час, пассажирских – 48 км/час.
Основной широтной ж.-д. магистралью является направление Брест – Смоленск – Москва – Урал – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. При этом на участке Москва – Урал действуют 3 дублирующие друг друга двухпутные электрифицированные линии (через Пермь, Казань, Самару – Челябинск). Восточный участок этой магистрали, называемый Транссибом (Челябинск – Омск – Владивосток), дублируется Южно-Сибирской магистралью (Омск – Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет), а на севере Байкало-Амурской магистралью (БАМ).
Основные меридиональные линии: Мурманск – С.-Петербург – Москва – Белгород; Архангельск – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Северный Кавказ; Москва – Павелец – Тамбов – Саратов – Астрахань – Северный Кавказ; Приволжская рокада (вдоль правого берега Волги: Казань – Ульяновск – Саратов – Волгоград с выходом на Северный Кавказ к порту Новороссийск); Трансуральская дорога (Серов – Екатеринбург – Челябинск – Орск).
В структуре ж.-д. перевозок преобладают грузовые (1084 млн.т в 2002). Осн. виды грузов (% от всех грузов): каменный уголь 23, строительные материалы 22, нефть и нефтепродукты 15, руды чёрных и цветных металлов 11, чёрные металлы 6, лесные грузы 5, химические и минеральные удобрения 3. Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2002): Кемеровская (181,4), Свердловская (62,2), Иркутская (50,2), Челябинская (42,5) области, Красноярский край (41,5), Белгородская (40,8), Ленинградская (38,8) и Пермская (35,8) области.
Железные дороги отправили 1271 млн. пассажиров (2002; в т. ч. 1150 млн. – в пригородном и внутригородском сообщении, 121 млн. – в дальнем сообщении и 0,7 млн. – в международном). Наиболее крупные отправители (млн.чел.) – Москва 281,7, Московская обл. 207,2, С.-Петербург 96,7; области: Новосибирская 38,7, Свердловская 36,0, Ленинградская 35,9.
Важнейшие ж.-д. узлы: Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток.
Основные грузо- и пассажиропотоки проходят по широтным, а также по радиальным магистралям из Москвы в С.-Петербург, на Северный Кавказ, в Поволжье и на Урал (на 27% всей сети дорог приходится 70% грузопотока).
Морской транспорт
Большинство имеющихся в России портов замерзающие (все порты Чёрного моря и часть портов Японского, а также Мурманск). Крупнейшие порты (грузооборот, млн.т, 2001, оценка): Новороссийск ок. 60, Находка 25, С.-Петербург 20, Туапсе 15, Восточный 12,9, Мурманск 9,3. К портам со средним грузооборотом (1–5 млн. т в год) относятся Калининград, Таганрог, Азов, Архангельск, Дудинка, Игарка, Владивосток, Холмск, Корсаков. Другие важные порты – Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Приморск, Ванино. Порты, в которых каботаж преобладает над экспортно-импортными перевозками, – Магадан, Николаевск-на-Амуре, Холмск, Петропавловск-Камчатский.
Ок. 1/3 грузов приходит в Россию через порты стран Балтии, Украины и Финляндии. После распада СССР часть грузопотоков была переориентирована на крупные рос. порты (Туапсе, Новороссийск, С.-Петербург, Архангельск, Мурманск), часть грузов передана на сухопутный транспорт. На обслуживание экспорта и импорта были перепрофилированы некоторые полувоенные порты (Калининград, Балтийск, Выборг, Высоцк, Советская Гавань, Владивосток), развернулось сооружение новых портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск, в бухте Батарейная), в Азово-Черноморском (Таганрог, Темрюк и Железный Рог на Таманском п-ове), Каспийском (Оля) и Тихоокеанском (Зарубино) бассейнах. Одновременно реконструируются и расширяются (строятся новые терминалы, в т. ч. контейнерные) порты на западном, северном и восточном внешнеторговых направлениях (Новороссийск, Туапсе, С.-Петербург, Мурманск, Находка, Восточный, Владивосток).
Осн. грузы (%): нефть и нефтепродукты 32,4, минеральные удобрения 11,4, металлы 9,7, каменный уголь 7,5, лесные грузы 5,2, руда 4,9. Морской транспорт перевёз 0,64 млн. пассажиров (2002; 3,4 млн. в 1995); б. ч. пассажирских перевозок приходится на пригородное и местное сообщение, они продолжают сокращаться.
Особую роль в работе морского транспорта России играет «северный завоз», объём которого составил 3,2 млн.т (2002; 4,3 млн. т в 1995). Завоз грузов (дизельное топливо, уголь, продукты питания) в короткую летнюю навигацию осуществляется из портов освоенной зоны в 17 портов Крайнего Севера с помощью 11 ледоколов (в 2004 будет введён в эксплуатацию атомоходный ледокол «50 лет Победы» для вывоза сырой нефти с месторождения Варандей). На Арктике действуют круглогодичные линии с использованием ледоколов и лихтеровозов: Дудинка–Мурманск–Роттердам и Ямал–Мурманск.
Внутренний водный транспорт
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части страны ниже (32%), чем в Азиатской (68%), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных водных путей в Европейской части 6,6 км на 1 тыс. км2, а в Азиатской, из-за обширной территории,– 4,5 км на 1 тыс. км2.
Наиболее протяжённую сеть судоходных водных путей имеют Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Иртыш, Обь и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75% территории страны, приходится 68% всех внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего речных судоходных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт Волжского бассейна) районах.
Основные судоходные реки: в Европейской России – Волга, Ока, Дон, Кама, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора; бассейны рек Волги и Дона соединены друг с другом и с озёрами Ладожским и Онежским судоходными каналами – Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири – Обь (с притоками Иртыш, Тобол), Енисей, Ангара, Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан); на Крайнем Севере – Яна, Индигирка, Колыма; на Дальнем Востоке – Амур.
Самые длинные судоходные каналы и искусственные водные пути России: Волго-Балтийский путь (1100 км), Беломорско-Балтийский канал (227 км), Северо-Двинская система (130 км), канал им. Москвы (128 км), Волго-Донской канал (101 км), Сайменский канал (43 км).
На рос. реках и озёрах действуют 125 портов, в которых насчитывается 713 грузовых и 892 пассажирских причала (2002). Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых и речных портов (в т. ч. Ростов, Астрахань, С.-Петербург, Светлый и др.).
Основные порты (от верховьев до устья): на р. Волга – Тверь, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на р. Кама – Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на р. Дон – Усть-Донецк, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе – С.-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на р. Северная Двина – Котлас, Архангельск; на р. Иртыш – Омск, Тобольск; на р. Обь – Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на р. Томь – Томск, Колпашево; на р. Енисей – Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на р. Ангара – Иркутск, Свирск, Братск, Усть-Илимск; на р. Лена – Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Жиганск; на р. Яна – Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на р. Индигирка – Хонуу, Дружина, Чокурдах; на р. Колыма – Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский, Зелёный Мыс; на р. Амур – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре. Функционируют порты на Ладожском и Онежском озёрах, Байкале и др.
Объём грузоперевозок в 2002 составил 118,7 млн. т. Осн. виды грузов (%): строительные 54, нефть и нефтепродукты 14, лесные 8. Крупнейшие отправители грузов (млн.т, 2002): Самарская (8,6), Московская (6,9), Ярославская (6,6) области, Татарстан (5,9), Ленинградская (5,3), Вологодская (4,9) области, Башкортостан (4,1), Красноярский край (3,8), Тверская (3,4), Иркутская (3,1), Пермская (2,9) области. Осн. грузопотоки идут по рекам Волга, Кама, Енисей и Лена.
В 2002 перевезено 31,1 млн.пассажиров; крупнейшие отправители (тыс. чел., 2002): Волгоградская обл. (10084), Хабаровский край (1929), Ярославская (1296), Самарская (1269) области, Татарстан (1267), Москва (1185), С.-Петербург (1109), Архангельская (1017), Астраханская (703) и Нижегородская (587) области. Осн. пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур, Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. В навигацию 2002 действовало св. 300 регулярных пассажирских линий, 565 речных переправ и паромов. Возобновилось движение пассажирских судов по Оке (2000), Северной Двине, Вятке, Надыму (2001). Возродились и развиваются туристические перевозки (125 линий в 2000), среди которых особенно популярны маршруты С.-Петербург – Москва, Москва – Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из С.-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из С.-Петербурга – в Белозерск.
Водный транспорт является элементом смешанных перевозок «река–море» при «северном завозе» грузов в небольшие порты рек Крайнего Севера из морских портов Северного морского пути. Необходимые грузы (13,3 млн.т в 2002) перевозятся вверх по течению рек к местам добычи полезных ископаемых, а вниз в те же порты вывозится добытое сырьё.
Воздушный транспорт
В РФ действует 486 аэропортов, в т. ч. 64 федерального значения и 72 международных (2001). Крупнейшие авиаузлы: Москва (международные аэропорты Шереметьево, Домодедово; смешанные – Внуково, Быково, Остафьево; всего отправлено 10,2 млн. пассажиров в 2002), С.-Петербург (Пулково; 1,6 млн.), Новосибирск (Толмачёво и Северный; 566 тыс.), Екатеринбург (Кольцово; 539 тыс.), Красноярск (Емельяново и Черемшанка; 505 тыс.), Сочи (Адлер; 429 тыс.), Сургут (428 тыс.), Самара (Курумоч; 396 тыс.), Хабаровск (373 тыс.), Нижневартовск (353 тыс.), Уфа (342 тыс.), Иркутск (336 тыс.), Владивосток (Кневичи; 333 тыс.), Тюмень (Рощино и Плеханово; 290 тыс.), Минеральные Воды (265 тыс.), Ростов-на-Дону (260 тыс.), Норильск (Алыкель; 240 тыс.), Якутск (234 тыс.). Наиболее загруженными внутренними пассажирскими линиями (число рейсов в неделю, сент. 2002) были авиалинии из Москвы в С.-Петербург 151, Сочи 87, Анапу 50, Краснодар 47, Волгоград 44, Самару 43, Нижневартовск 41, Пермь 40, Ростов-на-Дону 40.
При снижении объёма перевозок внутри России и из России в страны СНГ значительно возросли международные перевозки: в 2002 в международном сообщении отправлено 11,1 млн. чел. (3,5 млн. в 1992). Традиционные направления в быв. социалистические страны (Берлин, Варна, София, Белград, Гавана, Будапешт) сменились на новые (Токио, Сеул, Пекин, Шанхай, Бангкок, Сингапур, Дубай, Шарджа, а также аэропорты курортов Турции, Греции, Кипра, Болгарии, Испании, Туниса, Египта и др.).
Крупнейшие международные аэропорты: Шереметьево и Домодедово (Москва), Пулково (С.-Петербург), Внуково (Москва), Адлер (Сочи), Толмачёво (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Красноярск, Казань, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сургут и Нижневартовск; в 2002 из них отправлено 96% всех пассажиров международного сообщения. Главные пассажиропотоки на международных линиях (число рейсов в неделю, сент. 2002) пришлись на авиалинии из Москвы в Киев 54, Симферополь 46, Париж 43, Ереван 35, Баку 28, Франкфурт-на-Майне 24, Берлин 21.
После 1992 многие аэропорты среднего размера прекратили выполнение регулярных пассажирских рейсов и перешли на чартерные (Калуга, Киров, Тула), другие были закрыты (Иваново); одновременно некоторые военные аэродромы были превращены в коммерческие пассажирские («Ингушетия» близ станицы Слепцовская, «Туношна» близ Ярославля, «Мигалово» в Твери, «Раменское» и «Остафьево» близ Москвы, «Золотая Долина» близ Находки). В нач. 21 в. ведётся или начинается реконструкция взлётно-посадочных полос (ВПП) в аэропортах Иркутска, Новосибирска (Толмачёво), Геленджика; строятся новые аэропорты в Омске (Фёдоровка) и Сыктывкаре (Сыктывкар-2), вторые ВПП для приёма самолётов Боинг-747-400 в Иркутске и Новосибирске (Толмачёво); намечен перенос аэропорта Саратов на военный аэродром Энгельс-2 для приёма боингов, Ил-86 и Ту-154.
Промышленный транспорт
Cобственное ж.-д. хозяйство имели 10,5 тыс. предприятий (2001; св. 30 тыс. в кон. 1980-х гг.; 12,5 тыс. в 1997). Средняя протяжённость подъездных путей одного предприятия ок. 10 км. Из общего числа грузовых вагонов 25% принадлежат предприятиям чёрной металлургии, 9% – угольной промышленности, 5% – цветной металлургии. 2/3 всех вагонов – думпкары, остальные – хопперы (перевозят горячий агломерат, окатыши), цистерны (перевозят кислоты, пек, сжиженные газы), шлаковозы, чугуновозы. Ж.-д. транспортом предприятий перевезено 3133,3 млн. т. грузов (2002; 6357 млн.т в 1990). Осн. грузами являются производственные (сырьё, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция) и вспомогательные, которые перемещаются между цехами, складами и подразделениями предприятия.
Типичной промышленной железной дорогой является Норильская (изолирована от остальной сети МПС; в 1998 по ней перевезено 22 млн.т грузов, гл. обр. руда, строительные материалы, отработанная порода, топливо), по которой курсируют и пассажирские поезда, перевозящие рабочих из города и посёлков на рудники и заводы. Обширную сеть подъездных железных дорог имеют металлургические комбинаты (Череповецкий, Новолипецкий, Оскольский, Орско-Халиловский, Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский, Западно-Сибирский, Кузнецкий, Красноярский алюминиевый), угольные разрезы и шахты (в Воркуте, Ростовской обл., на Среднем Урале, Кузбассе и др.), горно-добывающие комбинаты (Хибинский апатитовый, Стойленский и Лебединский в Белгородской обл., Алагирский и др.), нефтегазовые промыслы (север о. Сахалин, Малгобек, Грозный, Ямбург), крупноплощадные машиностроительные предприятия (КамАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.), лесоперерабатывающие комплексы (в Усть-Илимске, Братске), погрузочно-разгрузочные комплексы и терминалы в морских и речных портах (С.-Петербург, Новороссийск, Находка, Восточный), крупные электростанции, в т. ч. АЭС.
Автомобильный транспорт предприятий и ведомств перевозит грузы (руду, уголь, др. виды минерального сырья, вскрышные породы, ферросплавы, скрап, шлак, стройматериалы и т. п.), а также доставляет грузы на склады и в цеха промышленных, строительных, военных и с.-х. предприятий. В 2002 всего перевезено 5845 млн.т грузов (12406 млн.т в 1990). Большегрузная автомобильная техника (грузоподъёмность св. 20 т) используется на горно-добывающих, металлургических, строительных предприятиях, подвозит грузы к станциям промышленных железных дорог, причалам портов, на обогатительные и перерабатывающие фабрики.
Промышленный трубопроводный транспорт представлен сетью нефтепродуктопроводов, нефтепроводов и газопроводов, связывающих цеха и подразделения нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических, газоперерабатывающих заводов и комплексов (Новоуфимского, Салаватского, Нижнекамского, Миннибаевского, Ангарского и др.), по которым перекачиваются полуфабрикаты или готовая продукция. Его разновидность – пневматический транспорт (под действием сжатого воздуха по трубам перемещаются строительный песок, цемент, древесные и металлические опилки, угольная пыль, бумажные отходы, зерно, мука и др. сыпучие грузы на расстояние до 50 км). Такие транспортные установки в 1970– 1980-е гг. построены на ряде предприятий Волгограда, Тулы, С.-Петербурга и др. городов. Самым протяжённым является пульпопровод Белово (Кемеровская обл.) – Новосибирская ТЭЦ-5, по которому перекачивается угольная эмульсия. Гидравлическим транспортом по трубам на расстояние 40 км перемещается концентрат медно-никелевой руды с обогатительной фабрики на металлургический завод на Норильском горно-металлургическом комбинате.
Конвейерный транспорт перемещает в пределах промышленных предприятий массовые сыпучие грузы (уголь, руду, песок и др.). Общая протяжённость конвейеров св. 5 тыс. км, по ним ежегодно транспортируется более 567 млн. т. грузов. Конвейеры действуют на предприятиях чёрной и цветной металлургии, горно-добывающей промышленности, по производству строительных материалов.
Водный транспорт перевозит сырьё, полуфабрикаты, готовую продукцию, топливо предприятий собственными судами с собственных причалов морских и речных портов.
Канатно-подвесной транспорт (общая протяжённость дорог ок. 380 км) используется на промышленных, строительных, лесных и с.-х. предприятиях для быстрого перемещения сырья из мест добычи к местам потребления (переработки) или погрузки на др. виды транспорта, полуфабрикатов и топлива между цехами предприятия, а также для удаления пустой породы и отходов производства. Грузовые канатные дороги действуют на Шерегешском рудоуправлении (Кузбасс), ПО «Сода» (Стерлитамак), Подгорном (Омск) и Новотроицком цементных заводах, на металлургическом комбинате «Северсталь» (Череповец) и ряде др. предприятий. Для перевозки шахтёров действуют пассажирские кресельные подвесные дороги: подземные – на шахтах «Капитальная» ПО «Интауголь» (Республика Коми; длина 970 м, перепад высот 111 м) и «Распадская» ПО «Кузбасс» (Кемеровская обл.; длина 900 м, перепад высот 130 м).
Трубопроводный транспорт
Сеть нефтепроводного транспорта ориентирована с северо-востока Западной Сибири на запад Европейской части страны. Осн. направление магистральных нефтепроводов: Западная Сибирь – Поволжье (место переработки) – Центр (вторичная переработка) – потребители Украины, Белоруссии, Словакии, Польши. Трассы этих трубопроводов: Усинск–Ярославль–Полоцк; Медвежье/Самотлор–Пермь–Ярославль; Сургут–Уфа–Самара–Мозырь; Пермь–Самара–Волгоград–Новороссийск. В Сибири действует транссибирский нефтепровод Альметьевск/Туймазы–Челябинск– Омск–Ангарск. На Дальнем Востоке функционирует изолированный нефтепровод местного значения Оха (о. Сахалин)–Комсомольск-на-Амуре. В 2001 введены в строй нефтепроводы Тенгиз– Новороссийск (для экспорта казахстанской нефти через территорию России) и Суходольная–Родионово–Несветайская (проходит по территории Ростовской обл. в обход территории Украины на направлении Северный Кавказ – Москва). С потерей балтийских нефтеэкспортных портов построен новый нефтеналивной терминал в Приморске (Ленинградская обл.), куда в 2001 подведена Балтийская трубопроводная система из г. Кириши.
Главные газопроводы проходят из Западной Сибири и Тимано-Печорского бассейна в центр Европейской части страны и затем тремя пучками расходятся через Белоруссию в Польшу, через Украину в Западную и Юго-Восточную Европу и через Северный Кавказ в Закавказье. Осн. газопроводы: Ямбург–Челябинск–Татарстан–Украина с ответвлением на Кавказ; «Сияние Севера» (Ямбург–Ухта–Центр–Белоруссия); «Союз» (Оренбург–Поволжье–Украина–Западная Европа). На юг Западной Сибири идёт магистральный газопровод Сургут–Кузбасс. Имеется также ряд изолированных локальных систем, получающих газ из своих местных источников: Калининградская, Норильская, Якутская, Сахалинская. В 2002 началось сооружение газопровода Комсомольск-на-Амуре–Хабаровск. Большинство экспортных газопроводов проходят через территорию Украины, где в 1990-е гг. происходило самовольное изъятие газа, поэтому предполагается создание альтернативных магистралей из России в Германию через территорию третьих стран (Белоруссии, Польши). В 2002 сдан в эксплуатацию новый экспортный газопровод «Голубой поток», проходящий по дну Чёрного моря из России (Джубга) в Турцию.
Автомобильный транспорт
Доля дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости дорог 84%, среди дорог общего пользования – 91% (2002). Больше всего дорог с твёрдым покрытием в областях Центрального экономического района, регионах Северного Кавказа и Калининградской обл. Самые плохие дороги в Европейской части страны имеют Республика Калмыкия (79%) и Вологодская обл. (73%), а в Азиатской – Тюменская (80%), Томская (80%), Новосибирская (80%) и Омская (70%) области. До сих пор некоторые регионы (Якутия, Магаданская и Томская области, Красноярский край, юг Дальнего Востока) отрезаны от соседей из-за отсутствия прямых соединительных дорог (39 тыс. населённых пунктов с общим населением 10 млн. чел. не имеют связи по автодорогам с твёрдым покрытием и оказываются оторванными от внешнего мира в период распутицы).
73,6% автодорог с твёрдым покрытием приходится на Европейскую часть страны, 26,4% – на Азиатскую. Наиболее протяжённую сеть автодорог имеют Центральный (111 тыс. км), Уральский (108 тыс. км), Северо-Кавказский (83 тыс. км) и Поволжский (76 тыс. км) экономические районы; на эти 4 района, занимающие 13% территории страны, приходится 50% всех автодорог с твёрдым покрытием.
Средняя плотность автодорог с твёрдым покрытием 32 км на 1 тыс. км2. Самая высокая плотность автодорог – в Центре и на Юге Европейской части России (в Московской обл. – 349, Калининградской обл. – 305, в Северной Осетии – 286; по мере удаления на север и восток значения плотности резко убывают), самая низкая – в районах севера Европейской (17–40) и Азиатской (0,02–19) частей страны, востока Сибири и Дальнего Востока (4–10). Средняя скорость движения по рос. дорогам 40 км/час.
В отличие от железных дорог сеть магистральных автодорог носит в осн. радиальный характер, почти все важнейшие автодороги сходятся к Москве или С.-Петербургу; широтных шоссе мало. Основные радиальные автомагистрали Европейской России – шоссе, расходящиеся от Москвы к городам С.-Петербург–Мурманск, Великие Луки, Брянск, Орёл–Курск–Белгород, Воронеж–Ростов-на-Дону–Владикавказ–Махачкала, Тамбов–Волгоград–Астрахань, Вологда– Архангельск.
Главная широтная автомагистраль – дорога Смоленск–Москва–Нижний Новгород–Казань–Уфа–Челябинск–Екатеринбург, которую дублирует с юга шоссе Москва–Рязань–Пенза–Самара–Уфа. Продолжением её по югу Сибири является Московский тракт (идёт через Омск–Новосибирск–Кемерово–Красноярск–Иркутск–Читу до Хабаровска). Относительно хорошо развита сеть местных дорог на Северном Кавказе, в Московской, Тульской, Ленинградской, Калининградской областях, а также на юге Приморского края.
Осн. виды перевозимых грузов: строительные материалы, лесоматериалы, продукция агропромышленного комплекса, нефтепродукты, руды чёрных и цветных металлов, уголь. Самые крупные отправители грузов (млн.т, 2002): Кемеровская (583), Тюменская (236), Свердловская (179) области, Якутия (160), Московская (150; вместе с Москвой), Челябинская (113) области.
Автобусное сообщение стало развиваться в 1920–30-е гг. гл. обр. как пригородное; к 1970–80-м гг. автобусный транспорт отнял значительную часть пассажиров у железной дороги. Открылись дальние междугородние автобусные маршруты, а в нач. 1990-х гг. – международные (в Китай, Норвегию, Финляндию, Германию, Польшу, Турцию, страны СНГ). В 1990-е гг. автобусный транспорт вновь уступил часть своих пассажиров железной дороге. В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. наряду с большими автобусами на большинстве пригородных и некоторых междугородних линиях стали курсировать коммерческие маршрутные микроавтобусы. В 2002 на территории РФ действовал 6231 междугородний автобусный маршрут. В 2002 автобусами отправлено 3193 млн. пассажиров в пригородном, 185 млн. – в междугороднем и 2,0 млн. – в международном сообщении. Наиболее крупные отправители пассажиров (млн.чел., 2002): Москва (2638), С.-Петербург (1537), Московская обл. (935), Татарстан (708), Свердловская (704), Нижегородская (701), Самарская (692), Челябинская (565), Пермская (518), Кемеровская (508) области.
Городской пассажирский транспорт
Городской транспорт перевозит людей и грузы в пределах города и его ближайших пригородов. Интенсивность этих грузо- и пассажиропотоков во много раз превышает интенсивность потока на региональном или общероссийском уровне. В крупнейших городах в условиях дефицита скоростных дорог эта проблема усугубляется высокими темпами автомобилизации (так, в Москве, С.-Петербурге, Владивостоке на 1000 жит. приходится по 200–300 автомобилей). В целом по РФ 49% перевозок городского общественного пассажирского транспорта выполняется автобусами, 22% – троллейбусами, 18% – трамваями, 11% – метрополитеном (2002).
Наибольшее число муниципальных автобусных маршрутов имеют Москва 507, С.-Петербург 183, Казань 94, Самара 90, Ростов-на-Дону 86, Нижний Новгород 76, Новосибирск 62, Челябинск 56 (2000).
Самые протяжённые сети трамвайных линий (км по оси улиц) находятся в С.-Петербурге 285, Москве 190, Нижнем Новгороде 90, Новосибирске 83, Екатеринбурге 79, Воронеже 79, Самаре 77, Казани 74, Челябинске 68, Магнитогорске 66, Саратове 65.
Самые протяжённые сети троллейбусных линий (км по оси улиц) имеют Москва 597, С.-Петербург 340, Новосибирск 125, Нижний Новгород 119, Ростов-на-Дону 119, Оренбург 111, Тольятти 110, Самара 93, Уфа 85, Красноярск 84, Челябинск 83, Екатеринбург 80.
Метрополитен действует в 6 городах страны. До 1990 считалось, что этот вид внеуличного скоростного транспорта должен строиться только в городах с населением св. 1 млн. чел. Линии по стратегическим соображениям прокладывались в осн. под землёй, но в Москве, С.-Петербурге, Самаре и Новосибирске имеются небольшие наземные участки. Самую разветвлённую сеть имеют Московский метрополитен (11 линий, 166 станций) и метрополитен в С.-Петербурге (4 линии, 58 станций). Метрополитены действуют в Нижнем Новгороде (2 линии; 13 станций), Новосибирске (2 линии, 11 станций), Самаре (1 линия; 8 станций), Екатеринбурге (1 линия; 7 станций). Строительство новых линий метро, после приостановки работ в 1990-е гг., вновь возобновилось. В Москве сооружаются по 1–2 новые станции в год; в дек. 2003 введена в эксплуатацию первая линия «лёгкого» метро (надземный участок на эстакадах с использованием малогабаритного подвижного состава) в Южном Бутове. Первые линии метрополитена прокладываются в Казани (открытие намечено на 2005), Челябинске (2007), Омске (2008).
Легковые таксомоторы на регулярной основе действуют всего в 90 городах страны (2002); осн. часть спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей.
Фуникулёр общего пользования, единственный в России, имеется во Владивостоке (с 1962; поднимает пассажиров с ул. Светланской на сопку Голубая Падь; длина 250 м, перепад высот 70 м). Кроме него в стране действуют ещё 3 фуникулёра, которые обслуживают отдыхающих и туристов.
Подвесные канатные дороги имеют в осн. рекреационное назначение. К исключительно пассажирским относятся лишь две дороги в Тырныаузе (первая – для перевозки шахтёров из города на рудник вольфрамомолибденового комбината, длина 1971 м; вторая – на высокогорный карьер Мукуланский, 2,5 км) и дорога в Ульяновске (перевозит пассажиров от речного вокзала вверх на бульвар Венец, 652 м). В 2002 начато сооружение внутригородской канатной дороги из центра Владивостока через бухту Золотой Рог в микрорайон на мысе Чуркина (1639 м).
Строительство двух первых пассажирских монорельсовых дорог ведётся (2004) в Москве (8,5 км, между станциями метро «Ботанический Сад» и «Тимирязевская») и Ростове-на-Дону (10 км, от Центрального рынка в Северный жилой массив).
Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде др. городов, разделённых крупными реками. Морские трамваи являются важным средством внутригородского сообщения во Владивостоке, Мурманске, Находке.
Рекреационный транспорт
Подвесные канатные дороги действуют на горно-лыжных курортах Северного Кавказа (район Чегета) и Хибин (на склонах горы Айкуайвенчорр близ г. Кировск, длиной 1,5 км; в Мончегорске длиной 1,2 км), а также на лыжном трамплине на берегу р. Белая в Уфе. Два первых ведомственных фуникулёра (длиной 369 м и 353 м) действуют в Сочи для перевозки отдыхающих от санаториев вниз, к морским пляжам, и обратно. Пассажирские фуникулёры действуют в Северной Осетии (близ с. Кобан, для подъёма и спуска работников Гизельдонской ГЭС и перевозки туристов; длина 521 м, перепад высот 254 м). Подвесные канатные пассажирские дороги сооружены в курортных местностях и горных районах Северного Кавказа, на горно-лыжных курортах Кольского п-ова, а также в Южно-Сахалинске, Светлогорске, Пензе, Красноярске.
Музейные железные дороги с паровозами действуют в Переславле-Залесском, пригороде С.-Петербурга (станция Шушары). Работает ок. 20 детских железных дорог; самые протяжённые – в Свободном (11,5 км), Чите (6,1 км), С.-Петербурге (6 км), Оренбурге (5,8 км), Челябинске (5,7 км), Кратово (5,0 км).
Возобновилось движение речных судов по многим туристским маршрутам Волжского бассейна. Развивается морской туризм (на атомных ледоколах совершено 24 круиза на Северный полюс). Во многих городах, расположенных на крупных реках или морском побережье, в летнюю навигацию организуются экскурсионные и туристские рейсы в пределах города и пригородов (Москва, С.-Петербург, города по берегам Волги и Камы, а также Сочи, Туапсе, Геленджик, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др.).