География транспорта

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 528-535

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: С. А. Тархов

География транспорта

В пре­де­лах ос­во­ен­ной зо­ны Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны транс­порт­ная сеть бо­лее раз­ви­та и плот­ность её дос­та­точ­но вы­со­ка, в не­ос­во­ен­ной зо­не Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка транс­порт ме­нее раз­вит, плот­ность се­ти край­не низ­ка (см. кар­ту на стр. 530–531).

В це­лом для РФ ха­рак­тер­на ши­рот­ная на­прав­лен­ность транс­порт­ных по­то­ков. Од­на­ко в зо­не сплош­ной эко­но­ми­че­ской ос­во­ен­но­сти (за­ни­ма­ет при­бли­зи­тель­но тре­уголь­ник С.-Пе­тер­бург– Со­чи–Ке­ме­ро­во) осн. гру­зо- и пас­са­жи­ро­по­то­ки, как и сеть транс­порт­ных ма­ги­ст­ра­лей, но­сят ра­ди­аль­ный ха­рак­тер: они схо­дят­ся к сто­ли­це стра­ны Мо­ск­ве.

Глав­ным меж­ре­гио­наль­ным ви­дом транс­пор­та в пре­де­лах эко­но­ми­че­ски ос­во­ен­ной тер­ри­то­рии стал же­лез­но­до­рож­ный, а в не­ос­во­ен­ной и сла­бо ос­во­ен­ной зо­не – воз­душ­ный (са­мый до­ро­гой, но дей­ст­вую­щий круг­ло­го­дич­но), мор­ской (ле­том в со­че­та­нии с реч­ным) и тру­бо­про­вод­ный. Осн. ви­да­ми внут­ри­ре­гио­наль­но­го транс­пор­та яв­ля­ют­ся ав­то­мо­биль­ный (в ос­во­ен­ной зо­не) и внут­рен­ний вод­ный, а в рай­онах Край­не­го Се­ве­ра – воз­душ­ный.

В Рос­сии из-за боль­ших рас­стоя­ний ис­то­ри­че­ски сло­жи­лась про­стран­ст­вен­ная спе­циа­ли­за­ция от­дель­ных ви­дов транс­пор­та. На даль­ние и сред­ние рас­стоя­ния осн. мас­са гру­зов пе­ре­во­зит­ся по же­лез­ным до­ро­гам (сред­нее рас­стоя­ние пе­ре­воз­ки 1 т гру­за 1185 км в 1992, 1266 км в 2002), на ко­рот­кие рас­стояния – ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том (138 км в 1992, 143 км в 2002). Внут­рен­ний вод­ный транс­порт, гл. обр. реч­ной, пе­ре­во­зит гру­зы и пас­са­жи­ров на сред­ние рас­стоя­ния (толь­ко в лет­не-осен­ний се­зон, 381 км в 1992, 731 км в 2002), мор­ской – обес­пе­чи­ва­ет в осн. даль­ние пе­ре­воз­ки ме­ж­ду бас­сей­на­ми (пре­иму­ще­ст­вен­но в за­ру­беж­ные стра­ны) и по Се­вер­но­му мор­ско­му пу­ти (4484 км в 1992, 3589 км в 2002). По тру­бо­про­во­дам 1 т неф­ти пе­ре­ка­чи­ва­ет­ся в сред­нем на 2118 км, га­за – на 2289 км. В пас­са­жир­ском со­об­ще­нии для по­ез­док на боль­шие рас­стоя­ния ис­поль­зу­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но са­мо­лё­ты (сред­няя даль­ность по­езд­ки од­но­го пас­са­жи­ра 1632 км в 1992, 2104 км в 2002), на сред­ние – по­ез­да (622 км в 1992, 878 км в 2002), на ко­рот­кие – ав­то­бу­сы (61 км в 1992, 97 км в 2002); на реч­ном транс­пор­те сред­няя даль­ность по­езд­ки од­но­го пас­са­жи­ра – 170 км. Та­ким об­ра­зом, гл. ви­да­ми транс­пор­та на даль­ние рас­стоя­ния яв­ля­ют­ся воз­душ­ный, мор­ской, тру­бо­про­вод­ный и же­лез­но­до­рож­ный; на сред­ние – же­лез­но­до­рож­ный и внут­рен­ний вод­ный, на ко­рот­кие – ав­то­мо­биль­ный.

Железнодорожный транспорт

68,6% дли­ны ли­ний об­ще­го поль­зо­ва­ния при­хо­дит­ся на Ев­ро­пей­скую часть стра­ны, 31,4% – на Си­бирь и Даль­ний Вос­ток. Наи­бо­лее про­тя­жён­ную сеть же­лез­ных до­рог име­ют Цен­траль­ный (12913 км), Ураль­ский (11470 км) и По­волж­ский (8495 км) эко­но­ми­че­ские рай­оны; на эти 3 рай­она, за­ни­маю­щие 11% тер­ри­то­рии стра­ны, при­хо­дит­ся 38% же­лез­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния.

Сред­няя плот­ность всех же­лез­ных до­рог в Рос­сии 8,1 км на 1 тыс. км2 (до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния – 5,0); в Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны – 13,7 (от 26–27 на за­па­де до 12–18 на юге и вос­то­ке), в Ази­ат­ской – 2,1. Са­мую гус­тую сеть (км на 1 тыс. км2) име­ют Мо­с­ков­ская (57,1), Туль­ская (41,4), Ка­ли­нин­град­ская (40,9), Кур­ская (35,7), Ле­нин­град­ская (32,9), Вла­ди­мир­ская (32,0) и Ли­пец­кая (31,2) об­лас­ти. По ме­ре уда­ле­ния от Цен­траль­ной Рос­сии плот­ность же­лез­ных до­рог бы­ст­ро убы­ва­ет; са­мые низ­кие по­ка­за­те­ли – в сла­бо ос­во­ен­ных рай­онах се­ве­ра Ев­ро­пей­ской час­ти, се­ве­ра и вос­то­ка Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка (от 0,7 до 5). Сред­няя уча­ст­ко­вая ско­рость дви­же­ния гру­зо­вых по­ез­дов 39 км/­час, пас­са­жир­ских – 48 км/­час.

Ос­нов­ной ши­рот­ной ж.-д. ма­ги­ст­ра­лью яв­ля­ет­ся на­прав­ле­ние Брест – Смо­ленск – Мо­ск­ва – Урал – Омск – Но­во­си­бирск – Крас­но­ярск – Ир­кутск – Ха­ба­ровск – Вла­ди­во­сток. При этом на уча­ст­ке Мо­ск­ва – Урал дей­ст­ву­ют 3 дуб­ли­рую­щие друг дру­га двух­пут­ные элек­три­фи­ци­ро­ван­ные ли­нии (че­рез Пермь, Ка­зань, Са­ма­ру – Че­ля­бинск). Вос­точ­ный уча­сток этой ма­ги­ст­ра­ли, на­зы­вае­мый Транс­си­бом (Че­ля­бинск – Омск – Вла­ди­во­сток), дуб­ли­ру­ет­ся Юж­но-Си­бир­ской ма­ги­ст­ра­лью (Омск – Бар­на­ул – Но­во­куз­нецк – Аба­кан – Тай­шет), а на се­ве­ре Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­ст­ра­лью (БАМ).

Ос­нов­ные ме­ри­дио­наль­ные ли­нии: Мур­манск – С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва – Бел­го­род; Ар­хан­гельск – Мо­ск­ва – Во­ро­неж – Рос­тов-на-До­ну – Се­вер­ный Кав­каз; Мо­ск­ва – Па­ве­лец – Там­бов – Са­ра­тов – Ас­т­ра­хань – Се­вер­ный Кав­каз; При­волж­ская ро­ка­да (вдоль пра­во­го бе­ре­га Вол­ги: Ка­зань – Уль­я­новск – Са­ра­тов – Вол­го­град с вы­хо­дом на Се­вер­ный Кав­каз к пор­ту Но­во­рос­сийск); Транс­ураль­ская до­ро­га (Се­ров – Ека­те­рин­бург – Че­ля­бинск – Орск).

В струк­ту­ре ж.-д. пе­ре­во­зок пре­об­ла­да­ют гру­зо­вые (1084 млн.т в 2002). Осн. ви­ды гру­зов (% от всех гру­зов): ка­мен­ный уголь 23, строи­тель­ные ма­те­риа­лы 22, нефть и неф­те­про­дук­ты 15, ру­ды чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов 11, чёр­ные ме­тал­лы 6, лес­ные гру­зы 5, хи­ми­че­ские и ми­не­раль­ные удоб­ре­ния 3. Са­мые круп­ные от­пра­ви­те­ли гру­зов (млн. т, 2002): Ке­ме­ров­ская (181,4), Сверд­лов­ская (62,2), Ир­кут­ская (50,2), Челябинская (42,5) об­лас­ти, Крас­но­яр­ский край (41,5), Бел­го­род­ская (40,8), Ле­нин­град­ская (38,8) и Перм­ская (35,8) об­лас­ти.

Же­лез­ные до­ро­ги от­пра­ви­ли 1271 млн. пас­са­жи­ров (2002; в т. ч. 1150 млн. – в при­го­род­ном и внут­ри­го­род­ском со­об­ще­нии, 121 млн. – в даль­нем со­об­ще­нии и 0,7 млн. – в ме­ж­ду­на­род­ном). Наи­бо­лее круп­ные от­пра­ви­те­ли (млн.чел.) – Мо­ск­ва 281,7, Мо­с­ков­ская обл. 207,2, С.-Пе­тер­бург 96,7; об­лас­ти: Но­во­си­бир­ская 38,7, Сверд­лов­ская 36,0, Ле­нин­град­ская 35,9.

Важ­ней­шие ж.-д. уз­лы: Мо­ск­ва, С.-Пе­тер­бург, Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Рос­тов-на-До­ну, Ека­те­рин­бург, Че­ля­бинск, Омск, Но­во­си­бирск, Бар­на­ул, Но­во­куз­нецк, Крас­но­ярск, Ир­кутск, Ха­ба­ровск и Вла­ди­во­сток.

Ос­нов­ные гру­зо- и пас­са­жи­ро­по­то­ки про­хо­дят по ши­рот­ным, а так­же по ра­ди­аль­ным ма­ги­ст­ра­лям из Мо­ск­вы в С.-Пе­тер­бург, на Се­вер­ный Кав­каз, в По­волжье и на Урал (на 27% всей се­ти до­рог при­хо­дит­ся 70% гру­зо­по­то­ка).

Морской транспорт

Боль­шин­ст­во имею­щих­ся в Рос­сии пор­тов за­мер­заю­щие (все пор­ты Чёр­но­го мо­ря и часть пор­тов Япон­ско­го, а так­же Мур­манск). Круп­ней­шие пор­ты (гру­зо­обо­рот, млн.т, 2001, оцен­ка): Но­во­рос­сийск ок. 60, На­ход­ка 25, С.-Пе­тер­бург 20, Ту­ап­се 15, Вос­точ­ный 12,9, Мур­манск 9,3. К пор­там со сред­ним гру­зо­обо­ро­том (1–5 млн. т в год) от­но­сят­ся Ка­ли­нин­град, Та­ган­рог, Азов, Ар­хан­гельск, Ду­дин­ка, Игар­ка, Вла­ди­во­сток, Холмск, Кор­са­ков. Дру­гие важ­ные пор­ты – Вы­соцк, Вы­борг, Усть-Луга, Приморск, Ва­ни­но. Пор­ты, в ко­то­рых ка­бо­таж пре­об­ла­да­ет над экс­порт­но-им­порт­ны­ми пе­ре­воз­ка­ми, – Ма­га­дан, Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре, Холмск, Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский.

Ок. 1/3 гру­зов при­хо­дит в Рос­сию че­рез пор­ты стран Бал­тии, Ук­раи­ны и Фин­лян­дии. По­сле рас­па­да СССР часть гру­зо­по­то­ков бы­ла пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­на на круп­ные рос. пор­ты (Ту­ап­се, Но­во­рос­сийск, С.-Пе­тер­бург, Ар­хан­гельск, Мур­манск), часть гру­зов пе­ре­да­на на су­хо­пут­ный транс­порт. На об­слу­жи­ва­ние экс­пор­та и им­пор­та бы­ли пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­ны не­ко­то­рые по­лу­во­ен­ные пор­ты (Ка­ли­нин­град, Бал­тийск, Вы­борг, Вы­соцк, Со­вет­ская Га­вань, Вла­ди­во­сток), раз­вер­ну­лось со­ору­же­ние но­вых пор­тов на Бал­ти­ке (Усть-Лу­га, При­морск, в бух­те Ба­та­рей­ная), в Азо­во-Чер­но­мор­ском (Та­ган­рог, Тем­рюк и Же­лез­ный Рог на Та­ман­ском п-ове), Кас­пий­ском (Оля) и Ти­хо­оке­ан­ском (За­ру­би­но) бас­сей­нах. Од­но­вре­мен­но ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся и рас­ши­ря­ют­ся (стро­ят­ся но­вые тер­ми­на­лы, в т. ч. кон­тей­нер­ные) пор­ты на за­пад­ном, се­вер­ном и вос­точ­ном внеш­не­тор­го­вых на­прав­ле­ни­ях (Но­во­рос­сийск, Ту­ап­се, С.-Пе­тер­бург, Мур­манск, На­ход­ка, Вос­точ­ный, Вла­ди­во­сток).

Осн. гру­зы (%): нефть и неф­те­про­дук­ты 32,4, ми­не­раль­ные удоб­ре­ния 11,4, ме­тал­лы 9,7, ка­мен­ный уголь 7,5, лес­ные гру­зы 5,2, ру­да 4,9. Мор­ской транс­порт пе­ре­вёз 0,64 млн. пас­са­жи­ров (2002; 3,4 млн. в 1995); б. ч. пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок при­хо­дит­ся на при­го­род­ное и мест­ное со­об­ще­ние, они про­дол­жа­ют со­кра­щать­ся.

Осо­бую роль в ра­бо­те мор­ско­го транс­пор­та Рос­сии иг­ра­ет «се­вер­ный за­воз», объ­ём ко­то­ро­го со­ста­вил 3,2 млн.т (2002; 4,3 млн. т в 1995). За­воз гру­зов (ди­зель­ное то­п­ли­во, уголь, про­дук­ты пи­та­ния) в ко­рот­кую лет­нюю на­ви­га­цию осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из пор­тов ос­во­ен­ной зо­ны в 17 пор­тов Край­не­го Се­ве­ра с по­мо­щью 11 ле­до­ко­лов (в 2004 бу­дет вве­дён в экс­плуа­та­цию ато­мо­ход­ный ле­до­кол «50 лет По­бе­ды» для вы­во­за сы­рой неф­ти с ме­сто­ро­ж­де­ния Ва­ран­дей). На Арк­ти­ке дей­ст­ву­ют круг­ло­го­дич­ные ли­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем ле­до­ко­лов и лих­те­ро­во­зов: Ду­дин­ка–Мур­манск–Рот­тер­дам и Ямал–Мур­манск.

Внутренний водный транспорт

Рос­сия рас­по­ла­га­ет са­мой боль­шой в ми­ре се­тью внут­рен­них вод­ных пу­тей. В от­ли­чие от же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог, до­ля внут­рен­них вод­ных пу­тей в Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны ни­же (32%), чем в Ази­ат­ской (68%), что объ­яс­ня­ет­ся боль­шей про­тя­жён­но­стью су­до­ход­ных час­тей бас­сей­нов рек Си­би­ри. При этом сред­няя плот­ность се­ти су­до­ход­ных вод­ных пу­тей в Ев­ро­пей­ской час­ти 6,6 км на 1 тыс. км2, а в Ази­ат­ской, из-за об­шир­ной тер­ри­то­рии,– 4,5 км на 1 тыс. км2.

Наи­бо­лее про­тя­жён­ную сеть су­до­ход­ных вод­ных пу­тей име­ют Даль­не­во­сточ­ный (23365 км; за счёт рек Ле­на, Амур и их при­то­ков), За­пад­но-Си­бир­ский (18352 км; Ир­тыш, Обь и их при­то­ки) и Вос­точ­но-Си­бир­ский (18188 км; Ени­сей, Ан­га­ра, Ле­на и их при­то­ки) эко­но­ми­че­ские рай­оны: на эти 3 рай­она, за­ни­маю­щие 75% тер­ри­то­рии стра­ны, при­хо­дит­ся 68% всех внут­рен­них вод­ных пу­тей. В Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии боль­ше все­го речных су­до­ход­ных пу­тей в Се­вер­ном (11409 км; за счёт бас­сей­нов рек Се­вер­ная Дви­на и Пе­чо­ра) и По­волж­ском (4218 км; за счёт Волж­ско­го бас­сей­на) рай­онах.

Ос­нов­ные су­до­ход­ные ре­ки: в Ев­ро­пей­ской Рос­сии – Вол­га, Ока, Дон, Ка­ма, Бе­лая, Вят­ка, Су­хо­на, Вы­че­гда, Се­вер­ная Дви­на, Ме­зень, Пе­чо­ра; бас­сей­ны рек Вол­ги и До­на со­еди­не­ны друг с дру­гом и с озё­ра­ми Ла­дож­ским и Онеж­ским су­до­ход­ны­ми ка­на­ла­ми – Вол­го-Дон­ским, Вол­го-Бал­тий­ским и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским; в Си­би­ри – Обь (с при­то­ка­ми Ир­тыш, То­бол), Ени­сей, Ан­га­ра, Ле­на (с при­то­ка­ми Ви­тим, Ви­люй, Ал­дан); на Край­нем Се­ве­ре – Яна, Ин­ди­гир­ка, Ко­лы­ма; на Даль­нем Вос­то­ке – Амур.

Са­мые длин­ные су­до­ход­ные ка­на­лы и ис­кус­ст­вен­ные вод­ные пу­ти Рос­сии: Вол­го-Бал­тий­ский путь (1100 км), Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал (227 км), Се­ве­ро-Двин­ская сис­те­ма (130 км), ка­нал им. Мо­ск­вы (128 км), Вол­го-Дон­ской ка­нал (101 км), Сай­мен­ский ка­нал (43 км).

На рос. ре­ках и озё­рах дей­ст­ву­ют 125 пор­тов, в ко­то­рых на­счи­ты­ва­ет­ся 713 гру­зо­вых и 892 пас­са­жир­ских при­ча­ла (2002). Для за­хо­да ино­стран­ных су­дов от­кры­ты 14 усть­евых и реч­ных пор­тов (в т. ч. Рос­тов, Ас­т­ра­хань, С.-Пе­тер­бург, Свет­лый и др.).

Ос­нов­ные пор­ты (от вер­ховь­ев до устья): на р. Вол­га – Тверь, Ры­бинск, Че­ре­по­вец, Яро­славль, Ко­ст­ро­ма, Ки­неш­ма, Ниж­ний Нов­го­род, Ка­зань, Уль­я­новск, Толь­ят­ти, Са­ма­ра, Са­ра­тов, Вол­го­град, Ас­т­ра­хань; на р. Ка­ма – Пермь, На­бе­реж­ные Чел­ны, Чис­то­поль; на р. Дон – Усть-До­нецк, Рос­тов-на-До­ну, Азов; на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ской сис­те­ме – С.-Пе­тер­бург, Пет­ро­за­водск, Мед­вежь­е­горск; на р. Се­вер­ная Дви­на – Кот­лас, Ар­хан­гельск; на р. Ир­тыш – Омск, То­больск; на р. Обь – Бар­на­ул, Но­во­си­бирск, Ниж­не­вар­товск, Сур­гут, Ла­быт­нан­ги; на р. Томь – Томск, Кол­па­ше­во; на р. Ени­сей – Аба­кан, Крас­но­ярск, Ле­со­си­бирск, Игар­ка, Ду­дин­ка; на р. Ан­га­ра – Ир­кутск, Свирск, Братск, Усть-Илимск; на р. Ле­на – Усть-Кут (Осет­ро­во), Ки­ренск, Ленск, Олёк­минск, По­кровск, Якутск, Сан­гар, Жи­ганск; на р. Яна – Вер­хо­янск, Ба­та­гай, Усть-Куй­га, Ниж­не­янск; на р. Ин­ди­гир­ка – Хо­нуу, Дру­жи­на, Чо­кур­дах; на р. Ко­лы­ма – Усть-Сред­не­кан, Зы­рян­ка, Сред­не­ко­лымск, Чер­ский, Зе­лё­ный Мыс; на р. Амур – Бла­го­ве­щенск, Ха­ба­ровск, Ком­со­мольск-на-Аму­ре и Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре. Функ­цио­ни­ру­ют пор­ты на Ла­дож­ском и Онеж­ском озё­рах, Бай­ка­ле и др.

Объ­ём гру­зо­пе­ре­во­зок в 2002 со­ста­вил 118,7 млн. т. Осн. ви­ды гру­зов (%): строи­тель­ные 54, нефть и неф­те­про­дук­ты 14, лес­ные 8. Круп­ней­шие от­пра­ви­те­ли гру­зов (млн.т, 2002): Са­мар­ская (8,6), Мо­с­ков­ская (6,9), Яро­слав­ская (6,6) об­лас­ти, Та­тар­стан (5,9), Ле­нин­град­ская (5,3), Во­ло­год­ская (4,9) об­лас­ти, Баш­кор­то­стан (4,1), Крас­но­яр­ский край (3,8), Твер­ская (3,4), Ир­кут­ская (3,1), Перм­ская (2,9) об­ласти. Осн. гру­зо­по­то­ки идут по ре­кам Вол­га, Ка­ма, Ени­сей и Ле­на.

В 2002 пе­ре­ве­зе­но 31,1 млн.пас­са­жи­ров; круп­ней­шие от­пра­ви­те­ли (тыс. чел., 2002): Вол­го­град­ская обл. (10084), Ха­ба­ров­ский край (1929), Яро­слав­ская (1296), Са­мар­ская (1269) об­лас­ти, Та­тар­стан (1267), Мо­ск­ва (1185), С.-Пе­тер­бург (1109), Ар­хан­гель­ская (1017), Ас­т­ра­хан­ская (703) и Ни­же­го­род­ская (587) об­лас­ти. Осн. пас­са­жи­ро­по­то­ки идут по ре­кам Вол­га, Се­вер­ная Дви­на, Ени­сей, Амур, Ле­на, а так­же по Вол­го-Бал­тий­ско­му пу­ти. В на­ви­га­цию 2002 дей­ст­во­ва­ло св. 300 ре­гу­ляр­ных пас­са­жир­ских ли­ний, 565 реч­ных пе­ре­прав и па­ро­мов. Во­зоб­но­ви­лось дви­же­ние пас­са­жир­ских су­дов по Оке (2000), Се­вер­ной Дви­не, Вят­ке, На­ды­му (2001). Воз­ро­ди­лись и раз­ви­ва­ют­ся ту­ри­сти­че­ские пе­ре­воз­ки (125 ли­ний в 2000), сре­ди ко­то­рых осо­бен­но по­пу­ляр­ны мар­шру­ты С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва, Мо­ск­ва – Ас­т­ра­хань. Для ино­стран­ных ту­ри­сти­че­ских су­дов от­крыт мар­шрут из С.-Пе­тер­бур­га че­рез Ла­дож­ское и Онеж­ское озё­ра, Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал с вы­хо­дом в Бе­лое мо­ре, а по Вол­го-Бал­тий­ско­му пу­ти из С.-Пе­тер­бур­га – в Бе­ло­зерск.

Вод­ный транс­порт яв­ля­ет­ся эле­мен­том сме­шан­ных пе­ре­во­зок «ре­ка–мо­ре» при «се­вер­ном за­во­зе» гру­зов в не­боль­шие пор­ты рек Край­не­го Се­ве­ра из мор­ских пор­тов Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти. Не­об­хо­ди­мые гру­зы (13,3 млн.т в 2002) пе­ре­во­зят­ся вверх по те­че­нию рек к мес­там до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых, а вниз в те же пор­ты вы­во­зит­ся до­бы­тое сы­рьё.

Воздушный транспорт

В РФ дей­ст­ву­ет 486 аэ­ро­пор­тов, в т. ч. 64 фе­де­раль­но­го зна­че­ния и 72 ме­ж­ду­на­род­ных (2001). Круп­ней­шие авиа­уз­лы: Мо­ск­ва (ме­ж­ду­на­род­ные аэ­ро­пор­ты Ше­ре­меть­е­во, До­мо­де­до­во; сме­шан­ные – Вну­ко­во, Бы­ко­во, Ос­тафь­е­во; все­го от­прав­ле­но 10,2 млн. пас­са­жи­ров в 2002), С.-Пе­тер­бург (Пул­ко­во; 1,6 млн.), Но­во­си­бирск (Тол­ма­чё­во и Се­вер­ный; 566 тыс.), Ека­те­рин­бург (Коль­цо­во; 539 тыс.), Крас­но­ярск (Емель­я­но­во и Че­рем­шан­ка; 505 тыс.), Со­чи (Ад­лер; 429 тыс.), Сур­гут (428 тыс.), Са­ма­ра (Ку­ру­моч; 396 тыс.), Ха­ба­ровск (373 тыс.), Ниж­не­вар­товск (353 тыс.), Уфа (342 тыс.), Ир­кутск (336 тыс.), Вла­ди­во­сток (Кне­ви­чи; 333 тыс.), Тю­мень (Ро­щи­но и Пле­ха­но­во; 290 тыс.), Ми­не­раль­ные Во­ды (265 тыс.), Рос­тов-на-До­ну (260 тыс.), Но­рильск (Алы­кель; 240 тыс.), Якутск (234 тыс.). Наи­бо­лее за­гру­жен­ны­ми внут­рен­ни­ми пас­са­жир­ски­ми ли­ния­ми (чис­ло рей­сов в не­де­лю, сент. 2002) бы­ли авиа­ли­нии из Мо­ск­вы в С.-Пе­тер­бург 151, Со­чи 87, Ана­пу 50, Крас­но­дар 47, Вол­го­град 44, Са­ма­ру 43, Ниж­не­вар­товск 41, Пермь 40, Рос­тов-на-До­ну 40.

При сни­же­нии объ­ё­ма пе­ре­во­зок внут­ри Рос­сии и из Рос­сии в стра­ны СНГ зна­чи­тель­но воз­рос­ли ме­ж­ду­на­род­ные пе­ре­воз­ки: в 2002 в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­нии от­прав­ле­но 11,1 млн. чел. (3,5 млн. в 1992). Тра­ди­ци­он­ные на­прав­ле­ния в быв. со­циа­ли­сти­че­ские стра­ны (Бер­лин, Вар­на, Со­фия, Бел­град, Га­ва­на, Бу­да­пешт) сме­ни­лись на но­вые (То­кио, Се­ул, Пе­кин, Шан­хай, Бан­гкок, Син­га­пур, Ду­бай, Шард­жа, а так­же аэро­пор­ты ку­рор­тов Тур­ции, Гре­ции, Кип­ра, Бол­га­рии, Ис­па­нии, Ту­ни­са, Егип­та и др.).

Круп­ней­шие ме­ж­ду­на­род­ные аэ­ро­пор­ты: Ше­ре­меть­е­во и До­мо­де­до­во (Мо­ск­ва), Пул­ко­во (С.-Пе­тер­бург), Вну­ко­во (Мо­ск­ва), Ад­лер (Со­чи), Тол­ма­чё­во (Но­во­си­бирск), Коль­цо­во (Ека­те­рин­бург), Ир­кутск, Ха­ба­ровск, Вла­ди­во­сток, Крас­но­ярск, Ка­зань, Рос­тов-на-До­ну, Ми­не­раль­ные Во­ды, Сур­гут и Ниж­не­вар­товск; в 2002 из них от­прав­ле­но 96% всех пас­са­жи­ров ме­ж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ния. Глав­ные пас­са­жи­ро­по­то­ки на ме­ж­ду­на­род­ных ли­ни­ях (чис­ло рей­сов в не­де­лю, сент. 2002) при­шлись на авиа­ли­нии из Мо­ск­вы в Ки­ев 54, Сим­фе­ро­поль 46, Па­риж 43, Ере­ван 35, Ба­ку 28, Франк­фурт-на-Май­не 24, Бер­лин 21.

По­сле 1992 мно­гие аэ­ро­пор­ты сред­не­го раз­ме­ра пре­кра­ти­ли вы­пол­не­ние ре­гу­ляр­ных пас­са­жир­ских рей­сов и пе­ре­шли на чар­тер­ные (Ка­лу­га, Ки­ров, Ту­ла), дру­гие бы­ли за­кры­ты (Ива­но­во); од­но­вре­мен­но не­ко­то­рые во­ен­ные аэ­ро­дро­мы бы­ли пре­вра­ще­ны в ком­мер­че­ские пас­са­жир­ские («Ин­гу­ше­тия» близ ста­ни­цы Слеп­цов­ская, «Ту­нош­на» близ Яро­слав­ля, «Ми­га­ло­во» в Тве­ри, «Ра­мен­ское» и «Ос­тафь­е­во» близ Мо­ск­вы, «Зо­ло­тая До­ли­на» близ На­ход­ки). В нач. 21 в. ве­дёт­ся или на­чи­на­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция взлёт­но-по­са­доч­ных по­лос (ВПП) в аэ­ро­пор­тах Ир­кут­ска, Но­во­си­бир­ска (Тол­ма­чё­во), Ге­ленд­жи­ка; стро­ят­ся но­вые аэ­ро­пор­ты в Ом­ске (Фё­до­ров­ка) и Сык­тыв­ка­ре (Сык­тыв­кар-2), вто­рые ВПП для приё­ма са­мо­лё­тов Бо­инг-747-400 в Ир­кут­ске и Но­во­си­бир­ске (Тол­ма­чё­во); на­ме­чен пе­ре­нос аэ­ро­пор­та Са­ра­тов на во­ен­ный аэро­дром Эн­гельс-2 для приё­ма бо­ин­гов, Ил-86 и Ту-154.

Промышленный транспорт

Cобственное ж.-д. хо­зяй­ст­во име­ли 10,5 тыс. пред­при­ятий (2001; св. 30 тыс. в кон. 1980-х гг.; 12,5 тыс. в 1997). Сред­няя про­тя­жён­ность подъ­езд­ных пу­тей од­но­го пред­при­ятия ок. 10 км. Из об­ще­го чис­ла гру­зо­вых ва­го­нов 25% при­над­ле­жат пред­при­яти­ям чёр­ной ме­тал­лур­гии, 9% – уголь­ной про­мыш­ленно­сти, 5% – цвет­ной ме­тал­лур­гии. 2/3 всех ва­го­нов – думп­ка­ры, ос­таль­ные – хоп­пе­ры (пе­ре­во­зят го­ря­чий аг­ло­ме­рат, ока­ты­ши), цис­тер­ны (пе­ре­во­зят ки­сло­ты, пек, сжи­жен­ные га­зы), шла­ко­во­зы, чу­гу­но­во­зы. Ж.-д. транс­пор­том пред­при­ятий пе­ре­ве­зе­но 3133,3 млн. т. гру­зов (2002; 6357 млн.т в 1990). Осн. гру­за­ми яв­ля­ют­ся про­из­вод­ст­вен­ные (сы­рьё, то­п­ли­во, по­лу­фаб­ри­ка­ты, го­то­вая про­дук­ция) и вспо­мо­га­тель­ные, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют­ся ме­ж­ду це­ха­ми, скла­да­ми и под­раз­де­ле­ния­ми пред­при­ятия.

Ти­пич­ной про­мыш­лен­ной же­лез­ной до­ро­гой яв­ля­ет­ся Но­риль­ская (изо­ли­ро­ва­на от ос­таль­ной се­ти МПС; в 1998 по ней пе­ре­ве­зе­но 22 млн.т гру­зов, гл. обр. ру­да, строи­тель­ные ма­те­риа­лы, от­ра­бо­тан­ная по­ро­да, то­п­ли­во), по ко­то­рой кур­си­ру­ют и пас­са­жир­ские по­ез­да, пе­ре­во­зя­щие ра­бо­чих из го­ро­да и по­сёл­ков на руд­ни­ки и за­во­ды. Об­шир­ную сеть подъ­езд­ных же­лез­ных до­рог име­ют ме­тал­лур­ги­че­ские ком­би­на­ты (Че­ре­по­вец­кий, Но­во­ли­пец­кий, Ос­коль­ский, Ор­ско-Ха­ли­лов­ский, Маг­ни­то­гор­ский, Че­ля­бин­ский, Ниж­не­та­гиль­ский, За­пад­но-Си­бир­ский, Куз­нец­кий, Крас­но­яр­ский алю­ми­ние­вый), уголь­ные раз­ре­зы и шах­ты (в Вор­ку­те, Рос­тов­ской обл., на Сред­нем Ура­ле, Куз­бас­се и др.), гор­но-до­бы­ваю­щие ком­би­на­ты (Хи­бин­ский апа­ти­то­вый, Стой­лен­ский и Ле­бе­дин­ский в Бел­го­род­ской обл., Ала­гир­ский и др.), неф­те­га­зо­вые про­мыс­лы (се­вер о. Са­ха­лин, Мал­го­бек, Гроз­ный, Ям­бург), круп­но­пло­щад­ные ма­ши­но­строи­тель­ные пред­при­ятия (Ка­мАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.), ле­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие ком­плек­сы (в Усть-Илим­ске, Брат­ске), по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные ком­плек­сы и тер­ми­на­лы в мор­ских и реч­ных пор­тах (С.-Пе­тер­бург, Но­во­рос­сийск, На­ход­ка, Вос­точ­ный), круп­ные элек­тро­стан­ции, в т. ч. АЭС.

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт пред­при­ятий и ве­домств пе­ре­во­зит гру­зы (ру­ду, уголь, др. ви­ды ми­не­раль­но­го сы­рья, вскрыш­ные по­ро­ды, фер­ро­спла­вы, скрап, шлак, строй­ма­те­риа­лы и т. п.), а так­же дос­тав­ля­ет гру­зы на скла­ды и в це­ха про­мыш­лен­ных, строи­тель­ных, во­ен­ных и с.-х. пред­при­ятий. В 2002 все­го пе­ре­ве­зе­но 5845 млн.т гру­зов (12406 млн.т в 1990). Боль­ше­груз­ная ав­то­мо­биль­ная тех­ни­ка (гру­зо­подъ­ём­ность св. 20 т) ис­поль­зу­ет­ся на гор­но-до­бы­ваю­щих, ме­тал­лур­ги­че­ских, строи­тель­ных пред­при­яти­ях, под­во­зит гру­зы к стан­ци­ям про­мыш­лен­ных же­лез­ных до­рог, при­ча­лам пор­тов, на обо­га­ти­тель­ные и пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие фаб­ри­ки.

Про­мыш­лен­ный тру­бо­про­вод­ный транс­порт пред­став­лен се­тью неф­те­продук­то­про­во­дов, неф­те­про­во­дов и га­зо­про­во­дов, свя­зы­ваю­щих це­ха и под­раз­де­ле­ния неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих, неф­те­хи­ми­че­ских, хи­ми­че­ских, га­зо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих за­во­дов и ком­плек­сов (Но­во­уфим­ско­го, Са­ла­ват­ско­го, Ниж­не­кам­ско­го, Мин­ни­ба­ев­ско­го, Ан­гар­ско­го и др.), по ко­то­рым пе­ре­ка­чи­ва­ют­ся по­лу­фаб­ри­ка­ты или го­то­вая про­дук­ция. Его раз­но­вид­ность – пнев­ма­ти­че­ский транс­порт (под дей­ст­ви­ем сжа­то­го воз­ду­ха по тру­бам пе­ре­ме­ща­ют­ся строи­тель­ный пе­сок, це­мент, дре­вес­ные и ме­тал­ли­че­ские опил­ки, уголь­ная пыль, бу­маж­ные от­хо­ды, зер­но, му­ка и др. сы­пу­чие гру­зы на рас­стоя­ние до 50 км). Та­кие транс­порт­ные ус­та­нов­ки в 1970– 1980-е гг. по­строе­ны на ря­де пред­при­ятий Вол­го­гра­да, Ту­лы, С.-Пе­тер­бур­га и др. го­ро­дов. Са­мым про­тя­жён­ным яв­ля­ет­ся пуль­по­про­вод Бе­ло­во (Ке­ме­ровская обл.) – Но­во­си­бир­ская ТЭЦ-5, по ко­то­ро­му пе­ре­ка­чи­ва­ет­ся уголь­ная эмуль­сия. Гид­рав­ли­че­ским транс­пор­том по тру­бам на рас­стоя­ние 40 км пе­ре­ме­ща­ет­ся кон­цен­трат мед­но-ни­ке­ле­вой ру­ды с обо­га­ти­тель­ной фаб­ри­ки на ме­тал­лур­ги­че­ский за­вод на Но­риль­ском гор­но-ме­тал­лур­ги­че­ском ком­би­на­те.

Кон­вей­ер­ный транс­порт пе­ре­ме­ща­ет в пре­де­лах про­мыш­лен­ных пред­при­ятий мас­со­вые сы­пу­чие гру­зы (уголь, ру­ду, пе­сок и др.). Об­щая про­тя­жён­ность кон­вей­е­ров св. 5 тыс. км, по ним еже­год­но транс­пор­ти­ру­ет­ся бо­лее 567 млн. т. гру­зов. Кон­вей­е­ры дей­ст­ву­ют на пред­при­яти­ях чёр­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии, гор­но-до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, по про­из­вод­ст­ву строи­тель­ных ма­те­риа­лов.

Вод­ный транс­порт пе­ре­во­зит сы­рьё, по­лу­фаб­ри­ка­ты, го­то­вую про­дук­цию, то­п­ли­во пред­при­ятий соб­ст­вен­ны­ми су­да­ми с соб­ст­вен­ных при­ча­лов мор­ских и реч­ных пор­тов.

Ка­нат­но-под­вес­ной транс­порт (об­щая про­тя­жён­ность до­рог ок. 380 км) ис­поль­зу­ет­ся на про­мыш­лен­ных, строи­тель­ных, лес­ных и с.-х. пред­при­яти­ях для бы­ст­ро­го пе­ре­ме­ще­ния сы­рья из мест до­бы­чи к мес­там по­треб­ле­ния (пе­ре­ра­бот­ки) или по­груз­ки на др. ви­ды транс­пор­та, по­лу­фаб­ри­ка­тов и то­п­ли­ва ме­ж­ду це­ха­ми пред­при­ятия, а так­же для уда­ле­ния пус­той по­ро­ды и от­хо­дов про­из­вод­ст­ва. Гру­зо­вые ка­нат­ные до­ро­ги дей­ст­ву­ют на Ше­ре­геш­ском ру­до­управ­ле­нии (Куз­басс), ПО «Со­да» (Стер­ли­та­мак), Под­гор­ном (Омск) и Но­во­тро­иц­ком це­мент­ных за­во­дах, на ме­тал­лур­ги­че­ском ком­би­на­те «Се­вер­сталь» (Че­ре­по­вец) и ря­де др. пред­при­ятий. Для пе­ре­воз­ки шах­тё­ров дей­ст­ву­ют пас­са­жир­ские кре­сель­ные под­вес­ные до­ро­ги: под­зем­ные – на шах­тах «Ка­пи­таль­ная» ПО «Ин­та­уголь» (Рес­пуб­ли­ка Ко­ми; дли­на 970 м, пе­ре­пад вы­сот 111 м) и «Рас­пад­ская» ПО «Куз­басс» (Ке­ме­ров­ская обл.; длина 900 м, пе­ре­пад вы­сот 130 м).

Трубопроводный транспорт

Сеть неф­те­про­вод­но­го транс­пор­та ори­ен­ти­ро­ва­на с се­ве­ро-вос­то­ка За­пад­ной Си­би­ри на за­пад Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны. Осн. на­прав­ле­ние ма­ги­ст­раль­ных неф­те­про­во­дов: За­пад­ная Си­бирь – По­вол­жье (ме­сто пе­ре­ра­бот­ки) – Центр (вто­рич­ная пе­ре­ра­бот­ка) – по­тре­би­те­ли Ук­раи­ны, Бе­ло­рус­сии, Сло­ва­кии, Поль­ши. Трас­сы этих тру­бо­про­во­дов: Усинск–Яро­славль–По­лоцк; Мед­ве­жье/­Са­мо­тлор–Пермь–Яро­славль; Сур­гут–Уфа–Са­ма­ра–Мо­зырь; Пермь–Са­ма­ра–Вол­го­град–Но­во­рос­сийск. В Си­бири дей­ст­ву­ет транс­си­бир­ский неф­тепровод Аль­меть­евск/­Туй­ма­зы–Че­ля­бинск– Омск–Ан­гарск. На Даль­нем Вос­то­ке функ­цио­ни­ру­ет изо­ли­ро­ван­ный неф­те­про­вод ме­ст­но­го зна­че­ния Оха (о. Са­ха­лин)–Ком­со­мольск-на-Аму­ре. В 2001 вве­де­ны в строй неф­те­про­во­ды Тен­гиз– Но­во­рос­сийск (для экс­пор­та ка­зах­стан­ской неф­ти че­рез тер­ри­то­рию Рос­сии) и Су­хо­доль­ная–Ро­дио­но­во–Не­све­тай­ская (про­хо­дит по тер­ри­то­рии Рос­тов­ской обл. в об­ход тер­ри­то­рии Ук­раи­ны на на­прав­ле­нии Се­вер­ный Кав­каз – Мо­ск­ва). С по­те­рей бал­тий­ских неф­те­экс­порт­ных пор­тов по­стро­ен но­вый неф­те­на­лив­ной тер­ми­нал в При­мор­ске (Ле­нин­град­ская обл.), ку­да в 2001 под­ве­дена Бал­тий­ская тру­бо­про­вод­ная сис­те­ма из г. Ки­ри­ши.

Глав­ные га­зо­про­во­ды про­хо­дят из За­пад­ной Си­би­ри и Ти­ма­но-Пе­чор­ско­го бас­сей­на в центр Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны и за­тем тре­мя пуч­ка­ми рас­хо­дят­ся че­рез Бе­ло­рус­сию в Поль­шу, че­рез Ук­раи­ну в За­пад­ную и Юго-Вос­точ­ную Ев­ро­пу и че­рез Се­вер­ный Кав­каз в За­кав­ка­зье. Осн. га­зо­про­во­ды: Ям­бург–Че­ля­бинск–Та­тар­стан–Ук­раи­на с от­ветв­ле­ни­ем на Кав­каз; «Сия­ние Се­ве­ра» (Ям­бург–Ух­та–Центр–Бе­ло­рус­сия); «Со­юз» (Орен­бург–По­вол­жье–Ук­раи­на–За­пад­ная Ев­ро­па). На юг За­пад­ной Си­би­ри идёт ма­ги­ст­раль­ный га­зо­про­вод Сур­гут–Куз­басс. Име­ет­ся так­же ряд изо­ли­ро­ван­ных ло­каль­ных сис­тем, по­лу­чаю­щих газ из сво­их ме­ст­ных ис­точ­ни­ков: Ка­ли­нин­град­ская, Но­риль­ская, Якут­ская, Са­ха­лин­ская. В 2002 на­ча­лось со­ору­же­ние га­зо­про­во­да Ком­со­мольск-на-Аму­ре–Ха­ба­ровск. Боль­шин­ст­во экс­порт­ных га­зо­про­во­дов про­хо­дят че­рез тер­ри­то­рию Ук­раи­ны, где в 1990-е гг. про­ис­хо­ди­ло са­мо­воль­ное изъ­я­тие га­за, по­это­му пред­по­ла­га­ет­ся соз­да­ние аль­тер­на­тив­ных ма­ги­ст­ра­лей из Рос­сии в Гер­ма­нию че­рез тер­ри­то­рию треть­их стран (Бе­ло­рус­сии, Поль­ши). В 2002 сдан в экс­плуа­та­цию но­вый экс­порт­ный га­зо­про­вод «Го­лу­бой по­ток», про­хо­дя­щий по дну Чёр­но­го мо­ря из Рос­сии (Джуб­га) в Тур­цию.

Автомобильный транспорт

До­ля до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем в об­щей про­тя­жён­но­сти до­рог 84%, сре­ди до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния – 91% (2002). Боль­ше все­го до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем в об­лас­тях Цен­траль­но­го эко­но­ми­че­ско­го рай­она, ре­гио­нах Се­вер­ного Кав­ка­за и Ка­ли­нин­град­ской обл. Са­мые пло­хие до­ро­ги в Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны име­ют Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия (79%) и Во­ло­год­ская обл. (73%), а в Ази­ат­ской – Тю­мен­ская (80%), Том­ская (80%), Но­во­си­бир­ская (80%) и Ом­ская (70%) об­лас­ти. До сих пор не­ко­то­рые ре­гио­ны (Яку­тия, Ма­га­дан­ская и Том­ская об­лас­ти, Крас­но­яр­ский край, юг Даль­не­го Вос­то­ка) от­ре­за­ны от со­се­дей из-за от­сут­ст­вия пря­мых со­еди­ни­тель­ных до­рог (39 тыс. на­се­лён­ных пунк­тов с об­щим на­се­ле­ни­ем 10 млн. чел. не име­ют свя­зи по ав­то­до­ро­гам с твёр­дым по­кры­ти­ем и ока­зы­ва­ют­ся ото­рван­ны­ми от внеш­не­го ми­ра в пе­ри­од рас­пу­ти­цы).

73,6% ав­то­до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем при­хо­дит­ся на Ев­ро­пей­скую часть стра­ны, 26,4% – на Ази­ат­скую. Наи­бо­лее про­тя­жён­ную сеть ав­то­до­рог име­ют Цен­траль­ный (111 тыс. км), Ураль­ский (108 тыс. км), Се­ве­ро-Кав­каз­ский (83 тыс. км) и По­волж­ский (76 тыс. км) эко­но­ми­че­ские рай­оны; на эти 4 рай­она, за­ни­маю­щие 13% тер­ри­то­рии стра­ны, при­хо­дит­ся 50% всех ав­то­до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем.

Сред­няя плот­ность ав­то­до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем 32 км на 1 тыс. км2. Са­мая вы­со­кая плот­ность ав­то­до­рог – в Цен­тре и на Юге Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии (в Мо­с­ков­ской обл. – 349, Ка­ли­нин­град­ской обл. – 305, в Се­вер­ной Осе­тии – 286; по ме­ре уда­ле­ния на се­вер и вос­ток зна­че­ния плот­но­сти рез­ко убы­ва­ют), са­мая низ­кая – в рай­онах се­ве­ра Ев­ро­пей­ской (17–40) и Ази­ат­ской (0,02–19) час­тей стра­ны, вос­то­ка Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка (4–10). Сред­няя ско­рость дви­же­ния по рос. до­ро­гам 40 км/час.

В от­ли­чие от же­лез­ных до­рог сеть ма­ги­ст­раль­ных ав­то­до­рог но­сит в осн. ра­ди­аль­ный ха­рак­тер, поч­ти все важ­ней­шие ав­то­до­ро­ги схо­дят­ся к Мо­ск­ве или С.-Пе­тер­бур­гу; ши­рот­ных шос­се ма­ло. Ос­нов­ные ра­ди­аль­ные ав­то­ма­ги­ст­ра­ли Ев­ро­пей­ской Рос­сии – шос­се, рас­хо­дя­щие­ся от Мо­ск­вы к го­ро­дам С.-Пе­тер­бург–Мур­манск, Ве­ли­кие Лу­ки, Брянск, Орёл–Курск–Бел­го­род, Во­ро­неж–Рос­тов-на-До­ну–Вла­ди­кав­каз–Ма­хач­ка­ла, Там­бов–Вол­го­град–Ас­т­ра­хань, Во­ло­гда– Ар­хан­гельск.

Глав­ная ши­рот­ная ав­то­ма­ги­ст­раль – до­ро­га Смо­ленск–Мо­ск­ва–Ниж­ний Нов­го­род–Ка­зань–Уфа–Че­ля­бинск–Ека­те­рин­бург, ко­то­рую дуб­ли­ру­ет с юга шос­се Мо­ск­ва–Ря­зань–Пен­за–Са­ма­ра–Уфа. Про­дол­же­ни­ем её по югу Си­би­ри яв­ля­ет­ся Мо­с­ков­ский тракт (идёт че­рез Омск–Но­во­си­бирск–Ке­ме­ро­во–Крас­но­ярск–Ир­кутск–Чи­ту до Ха­ба­ров­ска). От­но­си­тель­но хо­ро­шо раз­ви­та сеть ме­ст­ных до­рог на Се­вер­ном Кав­ка­зе, в Мо­с­ков­ской, Туль­ской, Ле­нин­град­ской, Ка­ли­нин­град­ской об­лас­тях, а так­же на юге При­мор­ско­го края.

Осн. ви­ды пе­ре­во­зи­мых гру­зов: строи­тель­ные ма­те­риа­лы, ле­со­ма­те­риа­лы, про­дук­ция аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, неф­те­про­дук­ты, ру­ды чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов, уголь. Са­мые круп­ные от­пра­ви­те­ли гру­зов (млн.т, 2002): Ке­ме­ров­ская (583), Тю­мен­ская (236), Сверд­лов­ская (179) об­лас­ти, Яку­тия (160), Мо­с­ков­ская (150; вме­сте с Мо­ск­вой), Че­ля­бин­ская (113) об­ла­сти.

Ав­то­бус­ное со­об­ще­ние ста­ло раз­ви­вать­ся в 1920–30-е гг. гл. обр. как при­го­род­ное; к 1970–80-м гг. ав­то­бус­ный транс­порт от­нял зна­чи­тель­ную часть пас­са­жи­ров у же­лез­ной до­ро­ги. От­кры­лись даль­ние ме­ж­ду­го­род­ние ав­то­бус­ные мар­шру­ты, а в нач. 1990-х гг. – меж­ду­на­род­ные (в Ки­тай, Нор­ве­гию, Фин­лян­дию, Гер­ма­нию, Поль­шу, Тур­цию, стра­ны СНГ). В 1990-е гг. ав­то­бус­ный транс­порт вновь ус­ту­пил часть сво­их пас­са­жи­ров же­лез­ной до­ро­ге. В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. на­ря­ду с боль­ши­ми ав­то­бу­са­ми на боль­шин­ст­ве при­го­род­ных и не­ко­то­рых ме­ж­ду­го­род­них ли­ни­ях ста­ли кур­си­ро­вать ком­мер­че­ские мар­шрут­ные мик­ро­ав­то­бу­сы. В 2002 на тер­ри­то­рии РФ дей­ст­во­вал 6231 ме­ж­ду­го­род­ний ав­то­бус­ный мар­шрут. В 2002 ав­то­бу­са­ми от­прав­ле­но 3193 млн. пас­са­жи­ров в при­го­род­ном, 185 млн. – в ме­ж­ду­го­род­нем и 2,0 млн. – в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­нии. Наи­бо­лее круп­ные от­пра­ви­те­ли пас­са­жи­ров (млн.чел., 2002): Мо­ск­ва (2638), С.-Пе­тер­бург (1537), Мо­с­ков­ская обл. (935), Та­тар­стан (708), Сверд­лов­ская (704), Ни­же­го­род­ская (701), Са­мар­ская (692), Че­ля­бин­ская (565), Перм­ская (518), Ке­ме­ров­ская (508) об­лас­ти.

Городской пассажирский транспорт

Го­род­ской транс­порт пе­ре­во­зит лю­дей и гру­зы в пре­де­лах го­ро­да и его бли­жай­ших при­го­ро­дов. Ин­тен­сив­ность этих гру­зо- и пас­са­жи­ро­по­то­ков во мно­го раз пре­вы­ша­ет ин­тен­сив­ность по­то­ка на ре­гио­наль­ном или об­ще­рос­сий­ском уров­не. В круп­ней­ших го­ро­дах в ус­ло­ви­ях де­фи­ци­та ско­ро­ст­ных до­рог эта про­бле­ма усу­губ­ля­ет­ся вы­со­ки­ми тем­па­ми ав­то­мо­би­ли­за­ции (так, в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Вла­ди­во­сто­ке на 1000 жит. при­хо­дит­ся по 200–300 ав­то­мо­би­лей). В це­лом по РФ 49% пе­ре­во­зок го­род­ско­го об­ще­ст­вен­но­го пас­са­жир­ско­го транс­пор­та вы­пол­ня­ет­ся ав­то­бу­са­ми, 22% – трол­лей­бу­са­ми, 18% – трам­вая­ми, 11% – мет­ро­по­ли­те­ном (2002).

Наи­боль­шее чис­ло му­ни­ци­паль­ных ав­то­бус­ных мар­шру­тов име­ют Мо­ск­ва 507, С.-Пе­тер­бург 183, Ка­зань 94, Са­ма­ра 90, Рос­тов-на-До­ну 86, Ниж­ний Нов­го­род 76, Но­во­си­бирск 62, Че­ля­бинск 56 (2000).

Са­мые про­тя­жён­ные се­ти трам­вай­ных ли­ний (км по оси улиц) на­хо­дят­ся в С.-Пе­тер­бур­ге 285, Мо­ск­ве 190, Ниж­нем Нов­го­ро­де 90, Но­во­си­бир­ске 83, Ека­те­рин­бур­ге 79, Во­ро­не­же 79, Са­ма­ре 77, Ка­за­ни 74, Че­ля­бин­ске 68, Маг­ни­то­гор­ске 66, Са­ра­то­ве 65.

Са­мые про­тя­жён­ные се­ти трол­лей­бусных ли­ний (км по оси улиц) име­ют Мо­ск­ва 597, С.-Пе­тер­бург 340, Но­во­си­бирск 125, Ниж­ний Нов­го­род 119, Рос­тов-на-До­ну 119, Орен­бург 111, Толь­ят­ти 110, Са­ма­ра 93, Уфа 85, Крас­но­ярск 84, Че­ля­бинск 83, Ека­те­рин­бург 80.

Мет­ро­по­ли­тен дей­ст­ву­ет в 6 го­ро­дах стра­ны. До 1990 счи­та­лось, что этот вид вне­улич­но­го ско­ро­ст­но­го транс­пор­та дол­жен стро­ить­ся толь­ко в го­ро­дах с на­се­ле­ни­ем св. 1 млн. чел. Ли­нии по стра­те­ги­че­ским со­об­ра­же­ни­ям про­кла­ды­ва­лись в осн. под зем­лёй, но в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Са­ма­ре и Но­во­си­бир­ске име­ют­ся не­боль­шие на­зем­ные уча­ст­ки. Са­мую раз­ветв­лён­ную сеть име­ют Мо­с­ковский мет­ро­по­ли­тен (11 ли­ний, 166 стан­ций) и мет­ро­по­ли­тен в С.-Пе­тер­бур­ге (4 ли­нии, 58 стан­ций). Мет­ро­по­ли­те­ны дей­ст­ву­ют в Ниж­нем Нов­го­ро­де (2 ли­нии; 13 стан­ций), Но­во­си­бир­ске (2 ли­нии, 11 стан­ций), Са­ма­ре (1 ли­ния; 8 стан­ций), Ека­те­рин­бур­ге (1 ли­ния; 7 стан­ций). Строи­тель­ст­во но­вых ли­ний мет­ро, по­сле при­ос­та­нов­ки ра­бот в 1990-е гг., вновь во­зоб­но­ви­лось. В Мо­ск­ве со­ору­жа­ют­ся по 1–2 но­вые стан­ции в год; в дек. 2003 вве­де­на в эк­сплу­а­та­цию пер­вая ли­ния «лёг­ко­го» мет­ро (над­зем­ный уча­сток на эс­та­ка­дах с ис­поль­зо­ва­ни­ем ма­ло­га­ба­рит­но­го под­виж­но­го со­ста­ва) в Юж­ном­ Бу­то­ве. Пер­вые ли­нии мет­ро­по­ли­те­на про­кла­ды­ва­ют­ся в Ка­за­ни (от­кры­тие на­ме­че­но на 2005), Че­ля­бин­ске (2007), Ом­ске (2008).

Лег­ко­вые так­со­мо­то­ры на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве дей­ст­ву­ют все­го в 90 го­ро­дах стра­ны (2002); осн. часть спро­са удов­ле­тво­ря­ет­ся вла­дель­ца­ми лич­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей.

Фу­ни­ку­лёр об­ще­го поль­зо­ва­ния, един­ст­вен­ный в Рос­сии, име­ет­ся во Вла­ди­во­сто­ке (с 1962; под­ни­ма­ет пас­са­жи­ров с ул. Свет­лан­ской на соп­ку Го­лу­бая Падь; дли­на 250 м, пе­ре­пад вы­сот 70 м). Кро­ме не­го в стра­не дей­ст­ву­ют ещё 3 фу­ни­ку­лё­ра, ко­то­рые об­слу­жи­ва­ют от­ды­хаю­щих и ту­ри­стов.

Под­вес­ные ка­нат­ные до­ро­ги име­ют в осн. рек­реа­ци­он­ное на­зна­че­ние. К ис­клю­чи­тель­но пас­са­жир­ским от­но­сят­ся лишь две до­ро­ги в Тыр­ныа­у­зе (пер­вая – для пе­ре­воз­ки шах­тё­ров из го­ро­да на руд­ник вольф­ра­мо­мо­либ­де­но­во­го ком­би­на­та, дли­на 1971 м; вто­рая – на вы­со­ко­гор­ный карь­ер Му­ку­лан­ский, 2,5 км) и до­ро­га в Уль­я­нов­ске (пе­ре­во­зит пас­са­жи­ров от реч­но­го во­кза­ла вверх на буль­вар Ве­нец, 652 м). В 2002 на­ча­то со­ору­же­ние внут­ри­го­род­ской ка­нат­ной до­ро­ги из цен­тра Вла­ди­во­сто­ка че­рез бух­ту Зо­ло­той Рог в мик­ро­рай­он на мы­се Чур­ки­на (1639 м).

Строи­тель­ст­во двух пер­вых пас­са­жир­ских мо­но­рель­со­вых до­рог ве­дёт­ся (2004) в Мо­ск­ве (8,5 км, ме­ж­ду стан­ция­ми мет­ро «Бо­та­ни­че­ский Сад» и «Ти­ми­ря­зев­ская») и Рос­то­ве-на-До­ну (10 км, от Цен­траль­но­го рын­ка в Се­вер­ный жи­лой мас­сив).

Внут­ри­го­род­ское вод­ное со­об­ще­ние (реч­ные трам­ваи) ор­га­ни­зо­ва­но в Ар­хан­гель­ске, Ас­т­ра­ха­ни, Вол­го­гра­де, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Пер­ми, Ом­ске и ря­де др. го­ро­дов, раз­де­лён­ных круп­ны­ми ре­ка­ми. Мор­ские трам­ваи яв­ля­ют­ся важ­ным сред­ст­вом внут­ри­го­род­ско­го со­об­ще­ния во Вла­ди­во­сто­ке, Мур­ман­ске, На­ход­ке.

Рекреационный транспорт

Под­вес­ные ка­нат­ные до­ро­ги дей­ст­ву­ют на гор­но-лыж­ных ку­рор­тах Се­вер­но­го Кав­ка­за (рай­он Че­ге­та) и Хи­бин (на скло­нах го­ры Ай­ку­ай­вен­чорр близ г. Ки­ровск, дли­ной 1,5 км; в Мон­че­гор­ске дли­ной 1,2 км), а так­же на лыж­ном трам­пли­не на бе­ре­гу р. Бе­лая в Уфе. Два пер­вых ве­дом­ст­вен­ных фу­ни­ку­лё­ра (дли­ной 369 м и 353 м) дей­ст­ву­ют в Со­чи для пе­ре­воз­ки от­ды­хаю­щих от са­на­то­ри­ев вниз, к мор­ским пля­жам, и об­рат­но. Пас­са­жир­ские фу­ни­ку­лё­ры дей­ст­ву­ют в Се­вер­ной Осе­тии (близ с. Ко­бан, для подъ­ё­ма и спус­ка ра­бот­ни­ков Ги­зель­дон­ской ГЭС и пе­ре­воз­ки ту­ри­стов; дли­на 521 м, пе­ре­пад вы­сот 254 м). Под­вес­ные ка­нат­ные пас­са­жир­ские до­ро­ги со­ору­же­ны в ку­рорт­ных ме­ст­но­стях и гор­ных рай­онах Се­вер­но­го Кав­ка­за, на гор­но-лыж­ных ку­рор­тах Коль­ско­го п-ова, а так­же в Юж­но-Са­ха­лин­ске, Свет­ло­гор­ске, Пен­зе, Крас­но­яр­ске.

Му­зей­ные же­лез­ные до­ро­ги с па­ро­воза­ми дей­ст­ву­ют в Пе­ре­слав­ле-За­лес­ском, при­го­ро­де С.-Пе­тер­бур­га (стан­ция Шу­ша­ры). Ра­бо­та­ет ок. 20 дет­ских же­лез­ных до­рог; са­мые про­тя­жённые – в Сво­бод­ном (11,5 км), Чи­те (6,1 км), С.-Пе­тер­бур­ге (6 км), Орен­бур­ге (5,8 км), Че­ля­бин­ске (5,7 км), Кра­то­во (5,0 км).

Во­зоб­но­ви­лось дви­же­ние реч­ных су­дов по мно­гим ту­ри­ст­ским мар­шру­там Волж­ско­го бас­сей­на. Раз­ви­ва­ет­ся мор­ской ту­ризм (на атом­ных ле­до­ко­лах со­вер­ше­но 24 круи­за на Се­вер­ный по­люс). Во мно­гих го­ро­дах, рас­по­ло­жен­ных на круп­ных ре­ках или мор­ском по­бе­ре­жье, в лет­нюю на­ви­га­цию ор­га­ни­зу­ют­ся экс­кур­си­он­ные и ту­ри­ст­ские рей­сы в пре­де­лах го­ро­да и при­го­ро­дов (Мо­ск­ва, С.-Пе­тер­бург, го­ро­да по бе­ре­гам Вол­ги и Ка­мы, а так­же Со­чи, Ту­ап­се, Ге­ленд­жик, Омск, Томск, Но­во­си­бирск, Крас­но­ярск и др.).

Лит.: Ни­ко­ла­ев А. С., Жит­ков С. М. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний и тор­го­вых пор­тов в Рос­сии. СПб., 1900; Ни­коль­ский И. В. Гео­гра­фия транс­пор­та СССР. М., 1978; Ис­то­рия гра­ж­дан­ской авиа­ции. М., 1983; Еди­ная транс­порт­ная сис­те­ма. М., 2001; Шиш­ки­на Л. Н. Транс­порт­ная сис­те­ма Рос­сии. М., 2001; Лив­шиц В. Н. Транс­порт Рос­сии за 100 лет//Рос­сия в ок­ру­жаю­щем ми­ре. М., 2002.

Вернуться к началу