Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Г.Д. Фонда.

ФО́НДА (Fonda), се­мья амер. дея­те­лей ки­но. Ген­ри Джейнс (16.5.1905, Гранд-Ай­ленд, штат Не­бра­ска – 12.8.1982, Лос-Анд­же­лес), ак­тёр. В 1-й пол. 1920-х гг. учил­ся в Ун-те Мин­не­со­ты. С 1925 в про­винц. те­ат­рах, с 1929 на Брод­вее. В ки­но с 1935 («Фер­мер же­нит­ся»). По­сле удач­ной ра­бо­ты в ф. «Тро­пин­ка оди­но­кой со­сны» ис­пол­нял в осн. гл. ро­ли, соз­да­вая об­ра­зы му­же­ст­вен­ных, че­ст­ных лю­дей, во­пло­щаю­щих идеа­лы амер. об­ще­ст­ва («Вы жи­вё­те толь­ко раз», «Слим», «Бло­ка­да», «Ие­за­вель», «Ба­ра­ба­ны до­ли­ны Ма­нон­ке» и др.). Но­вый ус­пех при­нес­ли филь­мы «Юный мис­тер Лин­кольн» и «Гроз­дья гне­ва». Один из ве­ду­щих ак­тё­ров Гол­ли­ву­да 1930–60-х гг. В 1948 ис­пол­нил роль Да­га Ро­бер­тса в спек­так­ле «Мис­тер Ро­бертс» (в 1955 его же сыг­рал в од­но­им. кар­ти­не). Ро­ли Пье­ра Бе­зу­хо­ва («Вой­на и мир») и при­сяж­но­го № 8 («Две­на­дцать раз­гне­ван­ных муж­чин») от­кры­ли в ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Ф. слож­ные ли­рич. и пси­хо­ло­гич. обер­то­ны. Соз­дал порт­ре­ты по­ли­тич. и во­ен. дея­те­лей («Са­мый длин­ный дeнь»; «Сис­те­ма безо­пас­но­сти»; «Са­мый дос­той­ный», пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри; «Мус­со­ли­ни: по­след­ний акт»; «Ми­ду­эй»; «Meтеoр»). С бле­ском вы­сту­пил в от­ри­цат. ро­ли Фрэн­ка («Од­на­ж­ды на Ди­ком За­па­де»). Сыг­рал про­фес­со­ра Тей­е­ра-млад­ше­го в пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­ме «На зо­ло­том озе­ре» (пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри, пр. «Ос­кар»). Сре­ди др. филь­мов: «Моя до­ро­гая Кле­мен­ти­на», «Бег­лец», «Форт Апа­чи». По­чёт­ная пр. «Ос­кар» за вы­даю­щий­ся вклад в раз­ви­тие ки­но­ис­кус­ст­ва (1980).

Дж. Фонда в фильме «Агнец божий». 1985.

Его де­ти: Джейн (р. 21.12.1937, Нью-Йорк), ак­три­са. В 1960 окон­чи­ла Ак­тёр­скую сту­дию Л. Страс­бер­га (Нью-Йорк). На­чи­на­ла как мо­дель и од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ла в те­ат­ре. В ки­но с 1960 («Не­ве­ро­ят­ная ис­то­рия»). По­лу­чи­ла из­вест­ность в ком­мерч. филь­мах («Про­гул­ка по бес­пут­но­му квар­та­лу», «Вос­кре­се­нье в Нью-Йор­ке», «В про­хла­де дня», «Ка­ру­сель», «Хищ­ни­ки»). Пер­вая зна­чит. дра­ма­тич. роль – в со­ци­аль­ном трил­ле­ре «По­го­ня». В вес­тер­не «Кэт Бэ­лу» и эро­тич. ко­мик­се «Бар­ба­рел­ла» па­ро­ди­ро­ва­ла своё тра­диц. ам­п­луа мо­ло­дой при­вле­ка­тель­ной осо­бы. С кон. 1960-х гг. пе­ре­шла на глу­бо­кие ро­ли в со­ци­аль­но-кри­тич. лен­тах: «За­гнан­ных ло­ша­дей при­стре­ли­ва­ют, не прав­да ли?», «Клют» (пр. «Oскap»), «Ку­коль­ный дом». Вы­сту­па­ла про­тив «Вьет­нам­ской вой­ны». В ра­бо­тах 2-й пол. 1970-х гг. про­яви­ла яр­кий гражд. тем­пе­ра­мент («Джу­лия»; «Воз­вра­ще­ние до­мой», пр. «Оскap»; «Ки­тай­ский син­дром»; «Элек­три­че­ский всад­ник»). С ус­пе­хом сни­ма­ет­ся в ко­ме­ди­ях («За­бав­ные при­клю­че­ния Ди­ка и Джейн», «Ес­ли свек­ровь – монстр», «Кру­тая Джорд­жия», «Даль­ше жи­ви­те са­ми»), в пси­хо­ло­гич. дра­мах («На зо­ло­том озе­ре», «Ку­коль­ный мас­тер», «Аг­нец бо­жий», «Ста­рый грин­го»). В кон. 1980-х гг. раз­ра­бо­та­ла ком­плекс уп­раж­не­ний по аэ­ро­би­ке, ор­га­ни­зо­вав сеть спор­тив­ных за­лов в США.

Пи­тер (23.2.1940, Нью-Йорк – 16.8.2019, Лос-Анджелес), ак­тёр, ре­жис­сёр. Яр­ко про­явил се­бя в 1960-е гг. в ро­лях мо­ло­дых бун­та­рей, во­пло­щаю­щих мя­теж­ный дух эпо­хи («Ди­кие ан­ге­лы», «Пу­те­ше­ст­вие», «Бес­печ­ный ез­док» и др.). В ф. «От­кры­тие се­зо­на» соз­дал тра­гич. об­раз ве­те­ра­на «Вьет­нам­ской вой­ны», став­ше­го убий­цей. По­ста­вил филь­мы: «Ру­ка на­про­кат» (1971), «Пе­ре­сад­ка в Ай­да­хо» (1973), «Ван­да Не­ва­да» (1979).

Дочь Пи­те­ра – Брид­жет Джейн (р. 27.1.1964, Лос-Анд­же­лес), ак­три­са. В ки­но с 1987 («Ария»). Сни­ма­лась в филь­мах: «Скан­дал», «Крё­ст­ный отец-3», «Оди­но­кая бе­лая жен­щи­на», «Ма­лень­кий Буд­да», «Сча­ст­ли­вый слу­чай», «Дже­ки Бра­ун», «Се­мей­ное де­ло», «Снеж­ная ко­ро­ле­ва» и др.

Соч.: Fonda H. Му life/as told to Howard Teichmann. N. Y., 1981; Fonda J. Fonda’s wor­kout book. N. Y., 1981; Фон­да Дж. Прайм-тайм: по­сле 50-ти жизнь толь­ко на­чи­на­ет­ся. М., 2012.

Лит.: Ак­те­ры за­ру­беж­но­го ки­но. Л.; М., 1965. Вып. 2; Springer J. The Fondas: the films and careers of Henry, Jane and Peter Fonda. N. Y., 1970; Тир­да­то­ва Е. И. Г. Фон­да. М., 1989.

Вернуться к началу