Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕРМАН КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Е. Афиногенов

ГЕ́РМАН КОНСТАНТИНО́ПОЛЬСКИЙ [ме­ж­ду 630 и 650–733 или 740 (до 754)], пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (715–730). Из знат­но­го пат­ри­ки­ан­ско­го ро­да, про­ис­хо­див­ше­го, воз­мож­но, от се­мей­ст­ва Гер­ма­на, пле­мян­ни­ка имп. Юс­ти­ниа­на I, и со­сто­яв­ше­го в род­ст­ве с им­пе­ра­то­ра­ми Юс­ти­ниа­ном II и Ирак­ли­ем I. Отец Г. К. – Пат­ри­кий Юс­ти­ни­ан был каз­нён за уча­стие в за­го­во­ре про­тив имп. Кон­стан­ти­на IV , при этом сам Г. К. был ос­ко­п­лён и от­дан в кли­ри­ки хра­ма Св. Со­фии, где усерд­но изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние; ок. 705 или 706 Г. К. был воз­ве­дён на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру ма­ло­азий­ско­го г. Ки­зик. Имя Г. К. упо­мя­ну­то сре­ди под­пи­сав­ших дея­ния со­бо­ра 712, со­зван­но­го имп. Вар­да­ном Фи­лип­пи­ком (711–713) для пе­ре­смот­ра ре­ше­ний VI Все­лен­ско­го со­бо­ра (см. Все­лен­ские со­бо­ры). В 715 по­став­лен на Кон­стан­ти­но­поль­скую пат­ри­ар­шую ка­фед­ру; яв­лял­ся од­ной из клю­че­вых фи­гур по­ли­тич. и цер­ков­ной жиз­ни в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ров Фео­до­сия III (715–717) и Льва III Исав­ра. Под­дер­жи­вал об­ще­ние Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры с Ар­мян­ской цер­ко­вью, од­на­ко в по­сла­ни­ях ие­рар­хам Ар­мян­ской церк­ви от­ста­и­вал ре­ше­ния IV Все­лен­ско­го со­бо­ра. С пе­рио­дом управ­ле­ния Г. К. Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­рой свя­зан на­чаль­ный пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва. По­сле то­го как в 726 имп. Лев III Исавр офи­ци­аль­но под­дер­жал ико­но­бор­че­ст­во и от­но­ше­ние к не­му фак­ти­че­ски ста­ло по­ка­за­те­лем ло­яль­но­сти к имп. вла­сти в це­лом, Г. К. вы­ну­ж­ден был сло­жить с се­бя пат­ри­ар­ший сан (730). Скон­чал­ся в ро­до­вом име­нии, по­хо­ро­нен в мон. Хо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле.

Уче­ние Г. К. о свя­щен­ных изо­бра­же­ни­ях пред­став­ля­ет со­бой ран­нюю ста­дию раз­ви­тия пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия ико­ны. Так, осо­бо под­чёр­ки­ва­лась ди­дак­тич. функ­ция ико­ны, по­зво­ляю­щая под­нять­ся на вы­со­ту ду­хов­но­го со­зер­ца­ния. Г. К. по­ла­гал, что са­мо изо­бра­же­ние Хри­ста слу­жит для оп­ро­вер­же­ния мне­ния о при­зрач­ном Его во­пло­щении. Этот те­зис позд­нее был раз­вит ико­но­по­чи­та­те­ля­ми в су­ж­де­ние о том, что от­вер­же­ние воз­мож­но­сти изо­бра­же­ния Хри­ста от­ри­ца­ет ре­аль­ность Его во­че­ло­ве­че­ния. Ис­хо­дя из прин­ци­па «от не­по­гре­ши­мо­сти», Г. К. ука­зы­вал на ис­кон­ность цер­ков­но­го по­чи­та­ния икон, от­ме­чая, что ес­ли ни­кто из от­цов, быв­ших пре­ж­де, и ни­кто на со­бо­рах не со­чли это не­до­пус­ти­мым, то, сле­до­ва­тель­но, вся Цер­ковь пре­бы­ва­ла в за­блу­ж­де­нии, а, сле­до­ва­тель­но, на этом ос­но­ва­нии мож­но оп­ро­верг­нуть лю­бой дог­мат ве­ры. Од­на­ко в це­лом для Г. К. ха­рак­тер­на го­раз­до бо­лее уме­рен­ная по­зи­ция в от­но­ше­нии ико­но­бор­че­ст­ва, чем для Ио­ан­на Да­ма­ски­на, про­сле­жи­ва­ет­ся не­же­ла­ние вы­вес­ти во­прос об ико­но­по­чи­та­нии на дог­ма­тич. уро­вень. Г. К. из­вес­тен так­же как ав­тор про­по­ве­дей, пи­сем, го­ми­лий Бо­го­ро­дич­но­го цик­ла.

По­смерт­но ана­фе­мат­ст­во­ван ико­но­борч. со­бо­ром 754 в Ие­рии, од­на­ко по­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния на VII Все­лен­ском со­бо­ре при­знан свя­тым. День па­мя­ти – 12 (25) мая.

Лит.: Ан­д­ре­ев И. Гер­ман и Та­ра­сий, пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­но­поль­ские. Сер­ги­ев По­сад, 1907; Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel (715–730). Würzburg, 1975.

Вернуться к началу