Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́РМАН МИЛОШ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ФО́РМАН (Forman) Ми­лош (18.2.1932, Ча­слав, Чехословакия – 13.4.2018, Данбери, штат Коннектикут, США), чеш. и амер. ре­жис­сёр. В 1954 окон­чил сце­нар­ный ф-т Ки­но­ака­де­мии в Пра­ге. В 1954–56 ра­бо­тал на ТВ. В 1958 де­бю­ти­ро­вал как сце­на­рист тра­ги­ко­ме­ди­ей «Щен­ки» и дра­мой «Вол­чья за­пад­ня». В 1958–62 дра­ма­тург и ре­жис­сёр шоу-те­ат­ра «Ла­тер­на ма­ги­ка» (Пра­га). В 1963 по­ста­вил до­ку­мен­таль­ный ф. «Кон­курс», в 1964 – иг­ро­вой ф. «Чёр­ный Пётр», сня­тый по­сред­ст­вом «спон­тан­ной», по­лу­им­про­ви­зац. съём­ки. В ф. «Лю­бов­ные по­хо­ж­де­ния блон­дин­ки» (1965) во­пло­ще­но прин­ци­пи­аль­но но­вое для чеш. ки­не­ма­то­гра­фии про­стран­ст­во жиз­ни, ос­во­бо­ж­даю­щей­ся от прес­син­га со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. В 1967 вы­пус­тил со­ци­аль­ную ко­ме­дию «Го­ри, моя па­нен­ка» («Бал по­жар­ных»). В 1968 эмиг­ри­ро­вал в США, где по­ста­вил тра­ги­ко­медию «От­рыв» (1971, Гран-при Мкф в Кан­не). Ме­ж­ду­нар. при­зна­ние при­нес­ла ки­но­прит­ча «Кто-то про­ле­тел над гнез­дом ку­куш­ки» (1975, 5 пр. «Ос­кар»). В 1979 эк­ра­ни­зи­ро­вал мю­зикл «Во­ло­сы» Г. Мак­дер­мот­та (о дви­же­нии хип­пи). Кре­до ре­жис­сё­ра – раз­мыш­ле­ние о пу­тях сво­бо­ды, во­пло­щён­ное в чёт­ком сти­ле мно­гофи­гур­но­го реа­ли­стич. ки­но­ро­ма­на, на­пол­нен­ное тон­кой иро­ни­ей и па­ра­док­саль­ным ви́­де­ни­ем. Про­ни­зан­ное го­ре­чью ос­мыс­ле­ние про­ти­во­ре­чи­во­го соз­на­ния 20 в. вы­ра­зи­лось в ф. «Рэг­тайм» (1981). Ус­пеш­ной и зна­ме­ни­той ста­ла ис­то­ри­ко-био­гра­фич. кар­ти­на «Ама­дей» (1984, пр. «Ос­кар»). В 1989 по­ста­вил ф. «Валь­мон» по мо­ти­вам ро­ма­на «Опас­ные свя­зи» Ш. де Лак­ло, пре­вра­тив нра­во­учи­тель­ный сю­жет в слож­ную пси­хо­ло­гич. дра­му. Про­ти­во­стоя­нию не­ор­ди­нар­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти совр. амер. со­циу­му по­свя­ще­ны био­гра­фич. лен­ты «На­род про­тив Лар­ри Флин­та» о ре­дак­то­ре пор­но­жур­на­ла «Ха­ст­лер» (1996, Гран-при Мкф в Бер­ли­не) и «Че­ло­век на Лу­не» о шо­уме­не Э. Дж. Ка­уф­ма­не (1999, пр. Мкф в Бер­ли­не). В ис­то­рич. дра­ме «При­зра­ки Гойи» (2006) Ф. вы­шел на ре­лиг. раз­мыш­ле­ния о двой­ст­вен­ной при­ро­де че­ло­ве­ка. В 2012 по­ста­вил ф. «При­зрак Мюн­хе­на». Вы­сту­пал так­же как про­дю­сер и сце­на­рист.

Соч.: Кру­го­во­рот. М., 1999 (совм. с Я. Но­ва­ком); [В кн.:] Чер­ный Петр. М., 2001.

Лит.: Poizot C. M. Forman. P., 1987; Liehm A. J.íběhy M. Formana. 2 vyd. Praha, 1993; Přǎdná S. M. Forman: filmař mezi dvěma kontinenty. Brno, 2009; Ми­щен­ко Е., Штейн­берг А. Мо­царт из Пра­ги: М. Фор­ман. М., 2015.

Вернуться к началу