Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́РЬЕВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 604-605

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ю.М. Юрьев в роли Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова).

Ю́РЬЕВ Юрий Ми­хай­ло­вич [3(15).1.1872, Мо­ск­ва – 13.3.1948, Ле­нин­град, ны­не С.-Пе­тер­бург], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1939). Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ге­рои­ко-ро­ман­тич. шко­лы рус. ак­тёр­ско­го иск-ва. В 1889 по­сту­пил в Моск. фи­лар­мо­нич. уч-ще, за­тем пе­ре­шёл в Моск. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­гог – А. П. Лен­ский; окон­чил в 1893). Уча­ст­во­вал в спек­так­лях Ма­ло­го те­ат­ра. С 1893 (с пе­ре­ры­ва­ми) в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре [с 1924 Ле­нингр. ака­де­мич. те­атр дра­мы (Ак­дра­ма), с 1937 им. А. С. Пуш­ки­на]. Сре­ди луч­ших ра­бот: Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ро­мео («Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра), Фа­уст («Фа­уст» И. В. Гё­те), Фер­ди­нанд, Карл Мо­ор («Ко­вар­ст­во и лю­бовь», «Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра), Ури­эль Ако­ста («Ури­эль Ако­ста» К. Гуц­ко­ва), Дон Жу­ан («Дон Жу­ан» Моль­е­ра), Са­мо­зва­нец («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на). В 1918 в Пет­ро­гра­де на аре­не быв. цир­ка Чи­ни­зел­ли соз­дал т. н. Те­атр тра­ге­дии, от­крыв­ший­ся спек­так­лем «Царь Эдип» Со­фок­ла (Ю. в ро­ли Эди­па). Дея­тель­ность те­ат­ра пре­кра­ти­лась в свя­зи с обо­ст­рени­ем по­ло­же­ния на фрон­те. В 1919 сре­ди ор­га­ни­за­то­ров пет­рогр. Боль­шо­го дра­ма­тич. те­ат­ра, где сыг­рал мар­ки­за По­зу («Дон Кар­лос» Шил­ле­ра), Отел­ло и ко­ро­ля Ли­ра («Отел­ло» и «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра) и др. В 1922–28 воз­глав­лял Ак­д­ра­му. В твор­че­ст­ве ут­вер­ждал клас­сич. тра­ге­дию и ге­ро­ич. дра­му. По­ка­за­тель­на эво­лю­ция, про­ис­шед­шая с вы­даю­щим­ся сце­нич. соз­да­ни­ем ар­ти­ста – Ар­бе­ни­ным в «Мас­ка­ра­де» М. Ю. Лер­мон­то­ва (по­став­лен в 1917 В. Э. Мей­ер­холь­дом). Про­дол­жая иг­рать эту роль во всех по­сле­дую­щих во­зоб­нов­ле­ни­ях спек­так­ля (1919, 1933, 1938), а в 1940-е гг. в кон­церт­ном ис­пол­не­нии, Ю. вно­сил в соз­дан­ный им ус­лов­но-ро­ман­тич. ха­рак­тер но­вые и жи­вые под­роб­но­сти и ню­ан­сы, при­бли­жая об­раз к тре­бо­ва­ни­ям пси­хо­ло­гич. прав­ды. В 1929–1932 в Ма­лом те­ат­ре. В 1933–35 в Гос. те­ат­ре им. Мей­ер­холь­да. В 1936 в Ле­нингр. ака­де­мич. те­ат­ре дра­мы соз­дал од­ну из круп­ней­ших сво­их ро­лей – Не­сча­ст­лив­це­ва («Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го). Сре­ди др. ро­лей: Ла­эрт («Гам­лет» Шек­спи­ра), Мол­ча­лин («Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва), Га­ня Ивол­гин и Тоц­кий («Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Миз­гирь («Сне­гу­роч­ка» Ост­ров­ско­го), Ип­по­лит («Ип­по­лит» Ев­ри­пи­да), ко­роль Карл, Рюи Блаз («Эр­на­ни», «Рюи Блаз» В. Гю­го), Ра­ки­тин («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва), Ан­то­ний («Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» Шек­спи­ра), сэр Ро­берт Чил­терн («Иде­аль­ный муж» О. Уай­ль­да), Бо­рис Го­ду­нов («Царь Фё­дор Иоан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Сар­да­на­пал («Сар­да­на­пал» Дж. Бай­ро­на), граф Па­лен («Па­вел I» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го). Сни­мал­ся в филь­мах «Стро­гий юно­ша», «Де­ти ка­пи­та­на Гран­та» и др. С 1898 пре­по­да­вал в Пет­рогр. шко­ле рус. дра­мы (сре­ди уче­ни­ков – М. И. Ца­рёв), в Ле­нингр. те­ат­раль­ном ин-те. Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1947).

Соч.: Бе­се­ды ак­те­ра. 2-е изд. Л., 1947; За­пис­ки: В 2 т. Л.; М., 1963.

Лит.: Ю. М. Юрь­ев. Л., 1927; Дер­жа­вин К. Н. На­род­ный ар­тист СССР Ю. М. Юрь­ев: 50 лет сце­ни­че­ской дея­тель­но­сти. Л., 1939; Ма­лю­тин Я. О. Ак­те­ры мое­го по­ко­ле­ния. Л.; М., 1959; Зо­ло­ту­хин В. Ю. Юрь­ев и В. Мей­ер­хольд. «Мас­ка­рад». К ис­то­рии твор­че­ских взаи­мо­от­но­ше­ний // Во­про­сы те­ат­ра. Proscaenium. Сб. ста­тей. М., 2008. № 1–2.

Вернуться к началу