Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕКТРОГИТА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 306-307

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭЛЕКТРОГИТА́РА, струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент, элек­три­фи­ци­ро­ван­ная раз­но­вид­ность ги­та­ры. Са­мый рас­про­стра­нён­ный элек­тро­му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент. На­ря­ду с тра­диц. осо­бен­но­стя­ми «аку­сти­че­ской» кон­ст­рук­ции (по­ро­да де­ре­ва для де­ки и гри­фа, ма­те­ри­ал для струн, кол­ко­вая ме­ха­ни­ка и др.), кон­церт­ное зву­ча­ние Э. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет­ся зву­ко­сни­ма­те­ля­ми, ти­по­вы­ми зву­ко­вы­ми эф­фек­та­ми («фузз», «овер­д­райв», «хо­рус» и др.), час­тот­ны­ми фильт­ра­ми око­неч­но­го уси­ли­те­ля (УНЧ) и ка­че­ст­вом аку­стич. сис­тем.

Разновидности электрогитары (слева направо): 1 – «Gibson Les Paul» (цельнокорпусная), 2 – бас-гитара «Fender Jazz Bass» (цельнокорпусная), 3 – стик Чапмена.

По ти­пу ре­зо­на­то­ра раз­ли­ча­ют­ся Э. цель­но­кор­пус­ная (де­ка со­б­ра­на из цель­ных кус­ков де­ре­ва; наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная раз­но­вид­ность) и Э. с ре­зо­нанс­ны­ми по­лос­тя­ми (не­дос­та­точ­ны­ми для ис­поль­зо­ва­ния ин­ст­ру­мен­та без УНЧ и аку­стич. сис­тем). По функ­ции раз­ли­ча­ют­ся Э. для соль­ной иг­ры и рит­ми­че­ско­го со­про­во­ж­де­ния (6 струн, на­строй­ка как у аку­стич. 6-струн­ной ги­та­ры) и бас-ги­та­ра (4–6 струн; в клас­сич. бас-ги­та­ре 4 стру­ны, на­стро­ен­ные по квар­там; кор­пус, как пра­ви­ло, ли­шён по­лос­тей). Бас-ги­та­ры (пре­им. для ис­поль­зо­ва­ния в джа­зо­вом ан­самб­ле) вы­пус­ка­ют­ся как с ла­да­ми (мен­зур­ны­ми по­рож­ка­ми на гри­фе), так и без них; по­след­няя раз­но­вид­ность но­сит на­зва­ние «без­ла­до­во­го ба­са». Эта­лон­ны­ми счи­та­ют­ся про­из­во­ди­мые в США Э. тор­го­вых ма­рок «Гиб­сон» («Gibson») и «Фен­дер» («Fender»), сре­ди др. ма­рок (ис­то­ри­че­ских и ны­не вы­пус­кае­мых) – амер. «Ри­кен­бе­кер» («Rickenbacker»), нем. «Хёф­нер» («Höf­ner»), япон. «Иба­нес» («Ibanez»), «Яма­ха» и «Та­ка­ми­не» («Takamine»).

С по­след­ней тре­ти 20 в. ин­тен­сив­но вне­дря­ют­ся кон­ст­рук­тив­ные и ди­зай­нер­ские экс­пе­ри­мен­ты с са­мой Э., а так­же раз­ви­ва­ет­ся обес­пе­чи­ваю­щее её кон­церт­ное зву­ча­ние элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние (напр., мо­ду­ли спе­цэф­фек­тов). Хо­ж­де­ние по­лу­чи­ли Э. с дву­мя гри­фа­ми, Э. без го­лов­ки (напр., бас-ги­та­ры «Стейн­бер­гер» – «Steinberger»), эк­зо­тич. фор­мы де­ки и го­лов­ки (напр., «Пар­кер» – «Parker» и «Джек­сон» – «Jackson»), Э. с гри­фом, пред­став­ляю­щим со­бой еди­ное це­лое с кор­пу­сом (напр., «Alembic "Planet"», все упо­мя­ну­тые тор­го­вые мар­ки – аме­ри­кан­ские), и др. Од­на из наи­бо­лее ра­ди­каль­ных мо­ди­фи­ка­ций Э. – стик Чап­ме­на («Chap­man stick», раз­ра­бо­тан амер. ги­та­ри­стом Э. Чап­ме­ном), у ко­то­ро­го нет де­ки, а зву­ки из­вле­ка­ют­ся не щип­ком, а лёг­ки­ми уда­ра­ми паль­цев по стру­нам не­по­сред­ст­вен­но на гри­фе (т. н. тэп­пинг).

Вернуться к началу