Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТУНДИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Куропаткина

ШТУНДИ́ЗМ (штун­да), про­тес­тант­ское дви­же­ние, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­ро­го со­би­ра­лись в ма­лых груп­пах для чте­ния Биб­лии и об­су­ж­де­ния нрав­ст­вен­ных во­про­сов в оп­ре­де­лён­ное вре­мя (нем. Stunde – час); ве­ро­учи­тель­но бли­зок бап­тиз­му.

Ис­то­рия Ш. бе­рёт на­ча­ло в Гер­ма­нии 18 в. и свя­за­на с раз­ви­ти­ем пие­тиз­ма (с его ак­цен­том на лич­ном бла­го­чес­тии и от­кры­то­стью к меж­кон­фес­сио­наль­ным кон­так­там) и по­яв­ле­ни­ем штун­ди­ст­ских круж­ков сре­ди лю­те­ран, ре­фор­ма­тов, мен­но­ни­тов. Даль­ней­шее оформ­ле­ние Ш. про­изош­ло в хо­де дея­тель­но­сти нем. ко­ло­ни­стов на тер­ри­то­рии Но­во­рос­сии. Пер­вый штун­ди­ст­ский кру­жок воз­ник в 1817 сре­ди вюр­тем­берг­ских ко­ло­ни­стов. В сер. 1820-х гг. ре­фор­мат­ский пас­тор И. Бо­не­кем­пер (1795–1857) на­чал про­по­ведь пие­тиз­ма и ор­га­ни­за­цию штун­ди­ст­ских круж­ков по изу­че­нию Биб­лии сре­ди нем. лю­те­ран и ре­фор­ма­тов в Хер­сон­ской губ. В 1850-х гг. про­изош­ли пер­вые об­ра­ще­ния не по­ры­вав­ших с пра­во­слав­ной Цер­ко­вью укр. кре­сть­ян, на­ни­мав­ших­ся к ко­ло­ни­стам. В 1860-х гг. де­ло от­ца про­дол­жил К. Бо­не­кем­пер (1827–1903).

С сер. 1840-х гг. пас­тор Э. Вюст (1818–59) ор­га­ни­зо­вал круж­ки по изу­че­нию Биб­лии сре­ди мен­но­ни­тов, мо­ло­кан и лю­те­ран в При­азо­вье, в 1850-х гг. – в По­вол­жье. В нач. 1860-х гг. пие­тист­ские идеи рас­про­стра­ни­лись сре­ди мен­но­ни­тов Тав­ри­че­ской губ., ко­то­рые ор­га­ни­зо­ва­ли отд. об­щи­ны по­сле­до­ва­те­лей штун­диз­ма.

В 1870-х гг. Ш. на­чал рас­про­стра­нять­ся в Центр. Рос­сии (т. н. ве­ли­ко­рус­ская штун­да, или биб­лей­ские хри­стиа­не). Со­б­ра­ния со­стоя­ли из со­вме­ст­но­го чте­ния Биб­лии, мо­лит­вы и хо­ро­во­го пе­ния. При­час­тие обыч­но не прак­ти­ко­ва­лось. По во­про­су о кре­ще­нии Ш. раз­де­лил­ся на две пар­тии: ста­ро­штун­дизм (или штун­до­бап­тизм) и мла­дош­тун­дизм (ду­хов­ная штун­да); по­сле­до­ва­те­ли пер­во­го при­зна­ва­ли вод­ное кре­ще­ние взрос­лых, вто­ро­го – счи­та­ли кре­ще­ние не­обя­за­тель­ным.

В сер. 1870-х гг. про­изош­ло от­де­ле­ние рус. и укр. штун­ди­стов от пра­во­сла­вия и их пе­ре­ход в бап­тизм и еван­ге­лизм. В ка­че­ст­ве ве­ро­ис­по­вед­но­го до­ку­мен­та штун­ди­сты при­зна­ва­ли из­ло­же­ние ве­ры, при­ня­тое на 1-й ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ции нем. бап­ти­стов в Гам­бур­ге (1849).

В 1884 б. ч. по­сле­до­ва­те­лей Ш. во­шла в Со­юз рус. бап­ти­стов Юж. Рос­сии и Кав­ка­за (об­ра­зо­ван в 1884). В 1894 Ш. был офи­ци­аль­но объ­яв­лен «вред­ной сек­той». В нач. 20 в. по­сле­до­ва­те­ли Ш., не во­шед­шие в бап­ти­ст­ские сою­зы, сли­лись с др. про­тес­тант­ски­ми дви­же­ния­ми.

Лит.: Ро­ж­де­ст­вен­ский A. Юж­но­рус­ский штун­дизм. СПб., 1889; Кли­ба­нов А. И. Ис­тория ре­ли­ги­оз­но­го сек­тант­ст­ва в Рос­сии (60-е го­ды ХIХ в. – 1917 г.). М., 1965; Diеdriсh H.-Ch. Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums. Erlangen, 1985; Мит­ро­хин Л. Н. Бап­тизм: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность (фи­ло­соф­ско-со­цио­ло­ги­че­ские очер­ки). СПб., 1997.

Вернуться к началу