Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛАМЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 421-422

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фламенко. Флора Альбайсин.

ФЛАМЕ́НКО, кан­те фла­мен­ко (исп. fla­menco, cante flamenco), тра­ди­ци­он­ное пе­сен­но-тан­це­валь­ное ис­кус­ст­во Юж. Ис­па­нии. Эти­мо­ло­гия тер­ми­на не­яс­на (по раз­ным вер­си­ям, от исп. flama – пла­мя, от исп. flamenco – фла­мин­го, и др.). Сло­жи­лось в Ан­да­лу­сии, на его фор­ми­ро­ва­ние ока­за­ли влия­ние араб­ские, ви­зан­тий­ские, цы­ган­ские и др. тра­ди­ции. Вклю­ча­ет пе­ние (cante; пе­вец – кан­та­ор), та­нец (baile; тан­цов­щик – бай­ла­ор) и иг­ру на ги­та­ре (ги­та­рист – та­ка­ор). Раз­ли­ча­ют­ся два сти­ля: ста­рин­ный вы­со­кий, дра­ма­ти­че­ский – кан­те хон­до (can­te jondo), или кан­те гран­де (cante gran­de), и бо­лее совр. об­лег­чён­ный – кан­те чи­ко (cante chico). По­след­ний так­же на­зы­ва­ют об­щим тер­ми­ном «Ф.» или «кан­те фла­мен­ко». Ка­ж­дый из сти­лей вклю­ча­ет жан­ры (па­лос), от­ли­чия ме­ж­ду ко­то­ры­ми ка­са­ют­ся ме­ло­ди­че­ских и рит­ми­че­ских фор­мул, ла­до­вых осо­бен­но­стей и др. К сти­лю «хон­до» от­но­сят­ся в чис­ле про­чих жан­ров са­эта, со­леа, то­на, ка­нья, по­ло, си­ги­рийя, та­ран­то, мар­ти­не­те; к сти­лю «чи­ко» – алег­риа, бу­ле­риа, фар­ру­ка, тьен­то, гар­ро­тин и др. Та­нец – соль­ный (напр., муж­ской – фар­ру­ка) или пар­ный, пе­ние так­же соль­ное (ча­ще муж­ское); обыч­но уча­ст­ву­ют один или два ги­та­ри­ста. Важ­ная со­став­ляю­щая Ф. – ритм, ко­то­рый тан­цов­щи­ки вир­ту­оз­но от­би­ва­ют но­га­ми (тех­ни­ка са­па­теа­до), до­пол­няя его при­щёл­ки­ва­ни­ем паль­цев и хлоп­ка­ми ла­до­ней. Ф. – иск-во им­про­ви­за­ци­он­ное. Тра­диц. спо­соб обу­че­ния уст­ный. Сре­ди зна­ме­ни­тых ис­пол­ни­те­лей Ф. – тан­цов­щи­ки Ан­то­ния Мер­се (Ла Ар­хен­ти­на), Кар­мен Амайя, Фло­ра Аль­бай­син, Ви­сен­те Эс­ку­де­ро, Ан­то­нио Га­дес, ги­та­рист Па­ко де Лу­сия.

Ф. вклю­че­но в Спи­сок не­ма­те­ри­аль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия че­ло­ве­чест­ва ЮНЕСКО (2010).

Лит.: Martiner de la Peña T. Teoría y prác­tica del baile flamenco. Madrid, 1969; Mo­li­na R. Cante flamenco. Madrid, 1969; Фа­лья М. де. Кан­те хон­до: Его ис­то­ки, зна­че­ние, влия­ние на ев­ро­пей­ское ис­кус­ст­во // Фа­лья М. де. Ста­тьи о му­зы­ке и му­зы­кан­тах. М., 1971; Пу­иг Кла­ра­мунт А., Аль­бай­син Ф. Ис­кус­ст­во тан­ца фла­мен­ко. М., 1984; Pohren D. E. The art of flamenco. [S. l.], 2005; Luna J. C. de. De cante grande y cante chico. Se­villa, 2010.

Вернуться к началу