Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОФИ́Л АНТИОХИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ФЕОФИ́Л АНТИОХИ́ЙСКИЙ (греч. Θεόφιλος Αντιοχείας ) (? – по­сле 180), хри­сти­ан­ский епи­скоп, бо­го­слов, апо­ло­гет. Про­ис­хо­дил из ме­ж­ду­ре­чья Ти­гра и Ев­фра­та, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, при­нял хри­сти­ан­ст­во. В 169 стал 6-м епи­ско­пом г. Ан­ти­охия (ны­не Ан­та­кья, Тур­ция). В соч. «К Ав­то­ли­ку» (по­сле 180), по прось­бе об­ра­зо­ван­но­го языч­ни­ка Ав­то­ли­ка, Ф. А. из­ло­жил суть хри­сти­ан­ст­ва и кри­ти­ко­вал язы­че­ст­во. Упо­ми­на­ют­ся не­со­хра­нив­шие­ся дру­гие его про­из­ве­де­ния: «Об ис­то­ри­че­ских по­ве­ст­во­ва­ни­ях» (сам Ф. А. в соч. «К Ав­то­ли­ку»), «Про­тив ере­си Гер­мо­ге­на» (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский), «Про­тив Мар­кио­на» (Ие­ро­ним Бла­жен­ный) и др. Ф. А. впер­вые ис­поль­зо­вал тер­мин «Трои­ца» в от­но­ше­нии «Бо­га, Его Сло­ва и Пре­муд­ро­сти (Св. Ду­ха)» и го­во­рил о не­по­сти­жи­мо­сти сущ­но­сти Бо­га. Раз­ли­чал 2 ста­дии су­ще­ст­во­ва­ния Сы­на Божия (Сло­ва внут­рен­не­го и Сло­ва про­из­не­сён­но­го, при объ­яс­не­нии ро­ж­де­ния Сы­на от От­ца) и до­пус­кал оп­ре­де­лён­ную из­мен­чи­вость бы­тия Бо­га. По мне­нию Ф. А., че­ло­век со­з­дан ни смерт­ным, ни бес­смерт­ным, но спо­соб­ным к то­му и к дру­го­му бла­го­да­ря сво­бо­де его во­ли. Стре­мил­ся со­гла­со­вать биб­лей­скую хро­но­ло­гию с гре­ко-рим­ской и до­ка­зать пре­вос­ход­ст­во хри­сти­ан­ст­ва над язы­че­ст­вом.

Соч.: К Ав­то­ли­ку // Со­чи­не­ния древ­них хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов. СПб., 1999.

Лит.: Rogers R. Theophilus of Antioch: The life and thought of a second-century bishop. Lanham; Oxf., 2000; Са­гар­да Н. И. Лек­ции по пат­ро­ло­гии, I–IV вв. М., 2004; Епи­фа­но­вич С. Л. Лек­ции по пат­ро­ло­гии. СПб., 2010.

Вернуться к началу