ЧУ́ДО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУ́ДО, в обыденном словоупотреблении необычное событие, выпадающее из естественного миропорядка; в теистич. религиях (см. Теизм) снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением. Это понимание Ч. как победы божественной воли над природой («Бог идеже хощет, побеждается естества чин») требует в качестве предпосылки общее представление о «чине естества», о природном законе. Для первобытного человека идея естеств. необходимости ещё неизвестна. Ч. определяется здесь не как сверхъестественное в противоположность естественному, а просто как необычное в противоположность обычному (нерегулярное космич. событие вроде затмения Солнца или Луны, сверхобычное достижение человеческого мастерства и т. п.): в качестве события, нарушающего привычный ход вещей, но вполне посюстороннее, оно может произвольно вызываться (а не вымаливаться у трансцендентных инстанций) с помощью магии. В библейских текстах Ч. предстаёт как знак, обращённое к человеку «знамение», входящее в состав Откровения и отделяющееся от любого необычного природного процесса в качестве прорыва из сверхъестественного в естественное, из мира благодати в мир природы. Свершителем такого Ч. может быть только Бог. Способность творить Ч. есть для теистич. религий свободный «дар» (греч. χάρισμα) Бога; поэтому личность «чудотворца», который лишь позволяет Ч. твориться через себя, почти безразлична, важен только акт личностного согласия быть пассивным орудием Бога (в житии Феодора Эдесского рассказывается о Ч., происшедшем по молитве блудницы). В то же время способность сатаны и его посланцев (магов, лжепророков и т. п.) переступать в своих действиях пределы природного расценивается как лживая подделка исходящего от Бога чудотворства. Как символич. форма Откровения Ч. не «доказывает» его истинность, но лишь «удостоверяет» его, предполагая подтверждаемую им веру уже наличной.