Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧУ́ДО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧУ́ДО, в обы­ден­ном сло­во­упот­реб­ле­нии не­обыч­ное со­бы­тие, вы­па­даю­щее из ес­те­ст­вен­но­го ми­ро­по­ряд­ка; в теи­стич. ре­ли­ги­ях (см. Те­изм) сня­тие во­лей все­мо­гу­ще­го Бо­га-Твор­ца по­ло­жен­ных этой же во­лей за­ко­нов при­ро­ды, зри­мо вы­яв­ляю­щее для че­ло­ве­ка стоя­щую за ми­ром ве­щей власть Твор­ца над тво­ре­ни­ем. Это по­ни­ма­ние Ч. как по­бе­ды бо­жест­вен­ной во­ли над при­ро­дой («Бог иде­же хо­щет, по­бе­ж­да­ет­ся ес­те­ст­ва чин») тре­бу­ет в ка­че­ст­ве пред­по­сыл­ки об­щее пред­став­ле­ние о «чи­не ес­те­ст­ва», о при­род­ном за­ко­не. Для пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка идея ес­теств. не­об­хо­ди­мо­сти ещё не­из­вест­на. Ч. оп­ре­де­ля­ет­ся здесь не как сверхъ­ес­те­ст­вен­ное в про­ти­во­по­лож­ность ес­те­ст­вен­но­му, а про­сто как не­обыч­ное в про­ти­во­по­лож­ность обыч­но­му (не­ре­гу­ляр­ное кос­мич. со­бы­тие вро­де за­тме­ния Солн­ца или Лу­ны, сверх­обыч­ное дос­ти­же­ние че­ло­ве­ческо­го мас­тер­ст­ва и т. п.): в ка­че­ст­ве со­бы­тия, на­ру­шаю­ще­го при­выч­ный ход ве­щей, но впол­не по­сюс­то­рон­нее, оно мо­жет про­из­воль­но вы­зы­вать­ся (а не вы­ма­ли­вать­ся у транс­цен­дент­ных ин­стан­ций) с по­мо­щью ма­гии. В биб­лей­ских тек­стах Ч. пред­ста­ёт как знак, об­ра­щён­ное к че­ло­ве­ку «зна­ме­ние», вхо­дя­щее в со­став От­кро­ве­ния и от­де­ляю­щее­ся от лю­бо­го не­обыч­но­го при­род­но­го про­цес­са в ка­че­ст­ве про­ры­ва из сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го в ес­те­ст­вен­ное, из ми­ра бла­го­да­ти в мир при­ро­ды. Свер­ши­те­лем та­ко­го Ч. мо­жет быть толь­ко Бог. Спо­соб­ность тво­рить Ч. есть для теи­стич. ре­ли­гий сво­бод­ный «дар» (греч. χάρισμα) Бо­га; по­это­му лич­ность «чу­до­твор­ца», ко­то­рый лишь по­зво­ля­ет Ч. тво­рить­ся че­рез се­бя, поч­ти без­раз­лич­на, ва­жен толь­ко акт лич­но­ст­но­го со­гла­сия быть пас­сив­ным ору­ди­ем Бо­га (в жи­тии Фео­до­ра Эдес­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о Ч., про­ис­шед­шем по мо­лит­ве блуд­ни­цы). В то же вре­мя спо­соб­ность са­та­ны и его по­слан­цев (ма­гов, лже­про­ро­ков и т. п.) пе­ре­сту­пать в сво­их дей­ст­ви­ях пре­де­лы при­род­но­го рас­це­ни­ва­ет­ся как лжи­вая под­дел­ка ис­хо­дя­ще­го от Бо­га чу­до­твор­ст­ва. Как сим­во­лич. фор­ма От­кро­ве­ния Ч. не «до­ка­зы­ва­ет» его ис­тин­ность, но лишь «удо­сто­ве­ря­ет» его, пред­по­ла­гая под­твер­ждае­мую им ве­ру уже на­лич­ной.

Вернуться к началу