Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАРЁВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 247

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
М.И. Царёв в роли Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова).

ЦАРЁВ Ми­ха­ил Ива­но­вич [18.11(1.12).1903, Тверь – 4.11.1987, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1949), Ге­рой Соц. Тру­да (1973). В 1919–21 учил­ся в Пет­рогр. шко­ле рус. дра­мы (курс Ю. М. Юрь­е­ва). В 1920–1924 ак­тёр пет­рогр. те­ат­ров – БДТ и Васи­лео­ст­ров­ско­го (Чац­кий – «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва); в 1924–26 – моск. те­ат­ра «Ко­ме­дия»; в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в про­вин­ции, в 1931–1933 в Ле­нингр. ака­де­мич. те­ат­ре дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на, за­тем в Мо­ск­ве – в 1934–37 в Гос. те­ат­ре им. Мей­ер­холь­да (Ар­ман Дю­валь – «Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на в по­станов­ке В. Э. Мей­ер­холь­да), в 1937–87 в Ма­лом те­ат­ре (в 1950–63 и 1970–85 ди­рек­тор, в 1985–1987 худ. рук.). Осн. ак­тёр­ские дос­ти­же­ния свя­за­ны с об­раз­ами ге­ро­ев «от­ри­ца­тель­но­го обая­ния», ко­то­рые Ц., мас­тер ре­че­вой и пла­стич. ха­рак­те­ри­сти­ки, на­пол­нял и ост­рым пси­хо­ло­гиз­мом: Глу­мов, Выш­нев­ский («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты», «До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ста­рик («Ста­рик» М. Горь­ко­го), Во­жак («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го, Гос. пр. СССР, 1969), Фа­му­сов («Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва, 1975; ре­жис­сёр совм. с В. Н. Ива­но­вым; Гос. пр. РСФСР, 1977). Сре­ди др. ро­лей: Бо­ров­ский («За тех, кто в мо­ре!» Б. А. Лав­ре­нё­ва; Гос. пр. СССР, 1947), Про­та­сов («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Хиг­гинс («Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу), Мат­ти­ас Клау­зен («Пе­ред за­хо­дом солн­ца» Г. Га­упт­ма­на), Вер­ри­на («За­го­вор Фие­ско в Ге­нуе» Ф. Шил­ле­ра), Урс («Че­ло­век, ко­то­рый сме­ёт­ся» по В. Гю­го). Сре­ди по­ста­но­вок: «Оса­да мель­ни­цы» Э. Зо­ля (1942, совм. с Е. П. Ве­ли­хо­вым), «Све­тит, да не гре­ет» Ост­ров­ско­го и Н. Я. Со­ловь­ё­ва (1964), «Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва (1983). В ки­но с 1932 («По­бе­ди­те­ли но­чи»). Наи­бо­лее удач­ны об­ра­зы лю­дей скольз­ких, не от­крыв­ших в се­бе под­лин­ное лич­но­ст­ное на­ча­ло (по­ру­чик Ке­рен­ко – «Пер­вый взвод», Бо­рис – «Гро­за»). Ро­ли герои­ко-ро­ман­тич. пла­на в филь­мах «Ост­ров со­кро­вищ», «По­эма о мо­ре». В 1935–1937 пре­по­да­вал в шко­ле при Гос. те­ат­ре им. Мей­ер­холь­да, с 1941 – в Те­ат­раль­ном уч-ще им. М. С. Щеп­ки­на (с 1962 проф.). В 1964–86 пред. прав­ле­ния ВТО. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1964, 1973).

Соч.: Что та­кое те­атр. М., 1960; Не­по­вто­ри­мые мгно­ве­нья. М., 1975; Ма­лый те­атр. М., 1976; Мир те­ат­ра. М., 1987.

Лит.: Зуб­ков Ю. М. Ца­рев в Ма­лом те­ат­ре. М., 1978; Кор­же­вич Л. Путь ак­те­ра. М., 1981; М. Ца­рев: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1983.

Вернуться к началу