ХУА́Н-ДИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХУА́Н-ДИ (Хуанди́; кит. – Жёлтый император), кит. легендарный герой и правитель. Изобрёл топор, ступку, лук и стрелы, одежду и обувь, научил людей отливать колокола и треножники, рыть колодцы, изготавливать телеги, колесницы и лодки, некоторые муз. инструменты (барабан), открыл мн. лекарственные растения (с его именем связан первый трактат о традиц. кит. медицине, составленный в 3–1 вв. до н. э., – «Канон Хуан-ди о внутреннем»), усовершенствовал воен. дело и земледелие. Ко времени его правления относят изобретение письменности и календаря, его супруга, Лэй-цзу почитается как первооткрыватель шёлка. В позднейшей конфуцианской историографич. традиции – мудрый правитель древности (2698–2598), последний из Трёх августейших (Саньхуан) или первый из Пяти императоров (теархов) (см. У Ди). Сыма Цянь описывает Х.-ди как первого «реального» правителя Китая. Согласно этой традиции, Х.-ди сумел разгромить непокорного правителя юга Янь-ди и его сына Чи-ю (также описываются как божество солнца и огня и хтоническое чудовище) и, сменив на престоле род ослабевшего Шэнь-нуна, расширить пределы Китая и облагодетельствовать народ. После долгого и мудрого правления Х.-ди вознёсся на небо на драконе, ему наследовал внук Чжуань-сюй.
Образ Х.-ди частично восходит к гос. культу царства Цинь, определявшему Жёлтого императора как верховное божество центра, которому подчиняются остальные четыре императора – правители четырёх стран света. Х.-ди иногда изображается с четырьмя глазами или четырьмя лицами – атрибутами владыки центра. Почитался в раннем даосизме, одно из ответвлений которого, достигшее большого влияния в начале эпохи Хань, было известно как «учение Хуан-ди и Лао-цзы» (Хуан-Лао сюэ).