Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУА́Н-ДИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 218

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ХУА́Н-ДИ (Ху­анди́; кит. – Жёл­тый им­пе­ра­тор), кит. ле­ген­дар­ный ге­рой и пра­ви­тель. Изо­брёл то­пор, ступ­ку, лук и стре­лы, оде­ж­ду и обувь, нау­чил лю­дей от­ли­вать ко­ло­ко­ла и тре­нож­ни­ки, рыть ко­лод­цы, из­го­тав­ли­вать те­ле­ги, ко­лес­ни­цы и лод­ки, не­ко­то­рые муз. ин­ст­ру­мен­ты (ба­ра­бан), от­крыл мн. ле­кар­ст­вен­ные рас­те­ния (с его име­нем свя­зан пер­вый трак­тат о тра­диц. кит. ме­ди­ци­не, со­став­лен­ный в 3–1 вв. до н. э., – «Ка­нон Ху­ан-ди о внут­рен­нем»), усо­вер­шен­ст­во­вал во­ен. де­ло и зем­ле­де­лие. Ко вре­ме­ни его прав­ле­ния от­но­сят изо­бре­те­ние пись­мен­но­сти и ка­лен­да­ря, его суп­ру­га, Лэй-цзу по­чи­та­ет­ся как пер­во­от­кры­ва­тель шёл­ка. В позд­ней­шей кон­фу­ци­ан­ской ис­то­рио­гра­фич. тра­ди­ции – муд­рый пра­ви­тель древ­но­сти (2698–2598), по­след­ний из Трёх ав­гу­стей­ших (Саньху­ан) или пер­вый из Пя­ти им­пе­ра­то­ров (те­ар­хов) (см. У Ди). Сы­ма Цянь опи­сы­ва­ет Х.-ди как пер­во­го «ре­аль­но­го» пра­ви­те­ля Ки­тая. Со­глас­но этой тра­ди­ции, Х.-ди су­мел раз­гро­мить не­по­кор­но­го пра­ви­те­ля юга Янь-ди и его сы­на Чи-ю (так­же опи­сы­ва­ют­ся как бо­же­ст­во солн­ца и ог­ня и хто­ни­че­ское чу­до­ви­ще) и, сме­нив на пре­сто­ле род ос­ла­бев­ше­го Шэнь-ну­на, рас­ши­рить пре­де­лы Ки­тая и об­ла­годе­тель­ст­во­вать на­род. По­сле дол­го­го и муд­ро­го прав­ле­ния Х.-ди воз­нёс­ся на не­бо на дра­ко­не, ему на­сле­до­вал внук Чжу­ань-сюй.

Об­раз Х.-ди час­тич­но вос­хо­дит к гос. куль­ту цар­ст­ва Цинь, оп­ре­де­ляв­ше­му Жёл­то­го им­пе­ра­то­ра как вер­хов­ное бо­же­ст­во цен­тра, ко­то­ро­му под­чи­ня­ют­ся ос­таль­ные че­ты­ре им­пе­ра­то­ра – пра­ви­те­ли че­ты­рёх стран све­та. Х.-ди ино­гда изо­бра­жа­ет­ся с че­тырь­мя гла­за­ми или че­тырь­мя ли­ца­ми – ат­ри­бу­та­ми вла­ды­ки цен­тра. По­чи­тал­ся в ран­нем дао­сиз­ме, од­но из от­ветв­ле­ний ко­то­ро­го, дос­тиг­шее боль­шо­го влия­ния в на­ча­ле эпо­хи Хань, бы­ло из­вест­но как «уче­ние Ху­ан-ди и Лао-цзы» (Ху­ан-Лао сюэ).

Лит.: Риф­тин Б. Л. Ху­ан-ди // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2007. Т. 2.

Вернуться к началу