Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УА́ЙТ ЛЕСЛИ ЭЛВИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 641

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

УА́ЙТ (White) Лес­ли Эл­вин (19.1.1900, Са­лай­да, штат Ко­ло­ра­до – 31.3.1975, Лонг-Пайн, штат Ка­ли­фор­ния), амер. ан­тро­по­лог. Д-р фи­ло­со­фии (1927). Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны (слу­жил в ВМС США). Окон­чил Ко­лум­бий­ский ун-т (1924), спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся по пси­хо­ло­гии. В 1925–27 изу­чал со­цио­ло­гию и ан­тро­по­ло­гию в Чи­каг­ском ун-те, про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди ин­дей­цев ме­но­ми­ни, вин­не­ба­го и ако­ма-пу­эб­ло. Пре­по­да­вал ан­тро­по­ло­гию в ун-тах: шта­та Нью-Йорк в Буф­фа­ло (1927–30), Ми­чи­ган­ском в Анн-Ар­бо­ре (1930–70, с 1943 проф., с 1945 гла­ва Деп-та ан­тро­по­ло­гии) и Ка­ли­фор­ний­ском в Сан­та-Бар­ба­ре (1970–75). Пре­зи­дент Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции (1964). В 1929 всту­пил в Со­циа­ли­стич. ра­бо­чую пар­тию, со­труд­ни­чал с её пар­тий­ной га­зе­той под псевд. Джон Стил.

У. – один из ос­но­ва­те­лей не­оэво­лю­цио­низ­ма в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии. Рез­ко кри­ти­ко­вал креа­цио­низм, по­сле­до­ва­тель­но от­стаи­вая эво­люц. взгля­ды на про­ис­хо­ж­де­ние че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва (ка­то­лич. об­щи­ной г. Анн-Ар­бор был объ­яв­лен от­лу­чён­ным от Церк­ви). В ре­зуль­та­те пе­ре­ос­мыс­ле­ния идей клас­сич. эво­лю­цио­низ­ма соз­дал кон­цеп­цию куль­тур­ной эво­лю­ции. Рас­смат­ри­вал куль­ту­ру как ин­ст­ру­мент, с по­мо­щью ко­то­ро­го че­ло­век при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к при­ро­де. Ввёл тер­мин куль­ту­ро­ло­гия и вы­де­лил её как са­мо­сто­ят. нау­ку – сфе­ру зна­ний, объ­е­ди­няю­щую фи­ло­со­фию, ис­то­рию, со­цио­ло­гию, пси­хо­ло­гию, эт­но­гра­фию, ре­ли­гио- и ис­кус­ст­во­ве­де­ние. Гл. роль в куль­ту­ре, по его мне­нию, иг­ра­ют сим­во­лы. Куль­ту­ра для У. – это ин­тег­ри­ро­ван­ная сис­те­ма, осн. под­сис­те­ма­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся тех­но­ло­ги­че­ская, со­ци­аль­ная и идео­ло­гич. сис­те­мы, функ­цио­ни­рую­щие в сим­во­лич. кон­тек­сте. Тех­но­ло­гич. сис­те­ма пер­вич­на, она обес­пе­чи­ва­ет адап­та­цию че­ло­ве­ка к ок­ру­жаю­щей сре­де. Раз­ра­бо­тал энер­ге­тич. кон­цеп­цию куль­тур­ной эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­рой уро­вень раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ет­ся ви­дом и ко­ли­че­ст­вом ис­поль­зуе­мой энер­гии (мус­куль­ная си­ла че­ло­ве­ка, сол­неч­ная, па­ро­вая, атом­ная энер­гия); вы­де­лил в куль­тур­ной эво­лю­ции аг­рар­ную, то­п­лив­ную и тер­мо­ядер­ную «энер­ге­тич. ре­во­лю­ции». Про­во­дил стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду не­об­хо­ди­мо­стью и слу­чай­но­стью (эво­лю­ци­ей и кон­крет­ны­ми ис­то­рич. со­бы­тия­ми), а ис­то­рию раз­де­лял на уни­вер­саль­ную и ло­каль­ную.

Соч.: The science of culture: A study of man and civilization. N. Y., 1949; The evolution of culture. N. Y. a. o., 1959; The concept of cultural systems: A key to understanding tribes and nations. N. Y., 1975; Ethnological essays. Albuquerque, 1987; Из­бран­ное: Эво­лю­ция куль­ту­ры. М., 2004; Из­бран­ное: Нау­ка о куль­ту­ре. М., 2004.

Лит.: Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; Бе­лик А. А. Куль­ту­ро­ло­гия: Ан­тро­по­ло­ги­че­ские тео­рии куль­тур. М., 2000; Барнс Е. Э. Моя друж­ба с Лес­ли // Уайт Л. Из­бран­ное: Эво­лю­ция куль­ту­ры. М., 2004; Peace W. L. A. White: Evolution and revolution in аn­thropology. Lincoln, 2004.

Вернуться к началу