Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕРБРЮ́ГГЕН ХЕНДРИК

Авторы: Н. В. Проказина
Х. Тербрюгген. «Концерт». 1626. Эрмитаж (С.-Петербург).

ТЕРБРЮ́ГГЕН (Terbrugghen, Ter Brugg­hen) Хен­д­рик [ок. 1588, Гаа­га(?) – 1.11.1629, Ут­рехт], голл. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в Гаа­ге, с 1602 в мас­тер­ской А. Блу­мар­та в Ут­рех­те. В 1605–14 пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, в 1606 был в Ри­ме од­но­вре­мен­но с Ка­ра­вад­жо и П. П. Ру­бен­сом. По­сле воз­вра­ще­ния ра­бо­тал в Ут­рех­те. Мас­тер­ская Т., ко­то­рую он в 1621–24 де­лил с Д. ван Ба­бю­ре­ном, ста­ла важ­ным цен­тром т. н. ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма. Пи­сал пре­им. не­боль­шие кар­ти­ны с изо­бра­же­ния­ми по­лу­фи­гур (му­зы­кан­тов, пев­чих, пи­рую­щих с бо­ка­ла­ми в ру­ках, и пр.), за­ни­маю­щих поч­ти всё про­стран­ст­во хол­ста, по­яв­ляю­щих­ся то на свет­лом фо­не, то вы­хва­чен­ных из тем­но­ты све­том све­чи (2 пар­ных «Флей­ти­ста», 1621, КГ ста­рых мас­те­ров, Кас­сель; «Кон­церт», ок. 1627, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.). Так­же ав­тор ре­лиг. сцен со слож­ны­ми ком­по­зиц. по­строе­ния­ми («Бо­гач и Ла­зарь», 1625, Центр. му­зей, Ут­рехт, и др.). В позд­них ра­бо­тах со­вер­шен­ст­во­вал и ус­лож­нял цве­то­вое ре­ше­ние, пред­вос­хи­тив от­кры­тия Я. Вер­ме­ра («Де­мо­крит», «Ге­рак­лит», обе 1628, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам). Ока­зал боль­шое влия­ние на голл. и ев­роп. жи­во­пись 17 в.

Лит.: Nicolson B. H. Terbrugghen. L., 1958; Slatkes L. J., Franits W. The paintings of H. ter Brugghen: Catalogue raisonné. Amst.; Phil., 2007.

Вернуться к началу