Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕМПЕРА́МЕНТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 24-25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Русалов

ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamen­tum – над­ле­жа­щее со­от­но­ше­ние час­тей), ха­рак­те­ри­сти­ка ин­ди­ви­да со сто­ро­ны ди­на­мич. осо­бен­но­стей его пси­хич. дея­тель­но­сти, т. е. тем­па, рит­ма, ин­тен­сив­но­сти от­дель­ных пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний.

В ис­то­рии уче­ния о Т. мож­но вы­де­лить три осн. сис­те­мы взгля­дов на фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие про­яв­ле­ния Т. в по­ве­де­нии. Древ­ней­ши­ми из них яв­ля­ют­ся гу­мо­раль­ные тео­рии, свя­зы­ваю­щие Т. со свой­ст­ва­ми тех или иных жид­ких сред ор­га­низ­ма, напр. в уче­нии Гип­по­кра­та – с со­от­но­ше­ни­ем ме­ж­ду че­тырь­мя жид­ко­стя­ми (греч. ϰρᾶσις – смесь, со­че­та­ние, в лат. пер. temperamentum), цир­ку­ли­рую­щи­ми в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме, – кро­вью, жёл­чью, чёр­ной жёл­чью и сли­зью (лим­фой, флег­мой). Ги­по­те­тич. пре­об­ла­да­ние этих жид­ко­стей в ор­га­низ­ме и да­ло на­зва­ния осн. ти­пам Т.: сан­гви­ник, хо­ле­рик, ме­лан­хо­лик и флег­ма­тик. В Но­вое вре­мя пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка этих ти­пов Т. бы­ла сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­на И. Кан­том («Ан­тро­по­ло­гия с праг­ма­ти­чес­кой точ­ки зре­ния», 1798): сан­гви­ни­че­ский Т. от­ли­ча­ет­ся бы­ст­рой сме­ной эмо­ций при ма­лой их глу­би­не и си­ле; хо­ле­ри­че­ский – го­ряч­но­стью, вспыль­чи­во­стью, по­ры­ви­сто­стью по­ступ­ков; ме­лан­хо­ли­че­ский – глу­би­ной и дли­тель­но­стью пе­ре­жи­ва­ний; флег­ма­ти­че­ский – мед­ли­тель­но­стью, спо­кой­ст­ви­ем и сла­бо­стью внеш­не­го вы­ра­же­ния чувств. Од­на­ко в сво­их тол­ко­ва­ни­ях Кант до­пус­тил сме­ше­ние черт Т. и ха­рак­те­ра. Ор­га­нич. ос­но­вой Т. Кант счи­тал ка­че­ст­вен­ные осо­бен­но­сти кро­ви.

По­пыт­ка раз­ра­бо­тать мор­фо­ло­гич. тео­рию Т. при­над­ле­жит Э. Креч­ме­ру, ко­то­рый оп­ре­де­лял Т. че­рез осн. кон­сти­ту­цио­наль­ные ти­пы те­ло­сло­же­ния: так, ас­те­ни­че­ско­му ти­пу кон­сти­ту­ции со­от­вет­ст­ву­ет ши­зо­ти­ми­че­ский Т., а пик­ни­че­ско­му – цик­ло­ти­ми­че­ский. В кон­цеп­ции амер. пси­хо­ло­га У. Шел­до­на вы­де­ля­ет­ся три осн. ти­па со­ма­тич. кон­сти­ту­ции («со­ма­то­ти­па») в за­ви­си­мо­сти от раз­ви­тия трёх осн. тка­ней че­ло­ве­ка – эн­до­морф­ный, ме­зо­морф­ный и эк­то­морф­ный, с ко­то­ры­ми со­от­но­сят­ся со­от­вет­ст­вен­но Т. вис­це­ро­то­ни­че­ский, со­ма­то­то­ни­че­ский и це­реб­ро­то­ни­че­ский.

Тео­ре­тич. и экс­пе­рим. обос­но­ва­ние ве­ду­щей ро­ли ЦНС в ди­на­мич. осо­бен­но­стях по­ве­де­ния впер­вые дал И. П. Пав­лов. Он вы­де­лил три осн. свой­ст­ва нерв­ной сис­те­мы: си­лу, урав­но­ве­шен­ность и под­виж­ность воз­бу­ди­тель­но­го и тор­моз­но­го про­цес­сов, свя­зы­вая с разл. ком­би­на­ци­ей этих свойств тот или иной тип Т. В от­ли­чие от Пав­ло­ва, в шко­ле Б. М. Те­п­ло­ва и В. Д. Не­бы­ли­цы­на был пред­ло­жен др. под­ход к изу­че­нию био­ло­гич. ос­нов Т., ос­но­ван­ный на изу­че­нии не ти­пов, но об­щих свойств нерв­ной сис­те­мы. «Ре­гу­ля­тив­ная» тео­рия Т. польск. учё­но­го Я. Стре­ляу в сво­ём под­хо­де наи­бо­лее близ­ка к по­ни­ма­нию Т. в шко­ле Те­п­ло­ва – Не­бы­ли­цы­на.

Раз­вёр­ну­тое оп­ре­де­ле­ние Т. дал В. Д. Не­бы­ли­цын, вы­де­лив­ший три ве­ду­щих ком­по­нен­та Т.: об­щую пси­хич. ак­тив­ность ин­ди­ви­да (тен­ден­ция лич­но­сти к са­мо­вы­ра­же­нию, эф­фек­тив­но­му ос­вое­нию и пре­об­ра­зо­ва­нию внеш­ней дей­ст­ви­тель­но­сти), его мо­то­ри­ку, дви­га­тель­ные про­яв­ле­ния (бы­ст­ро­та, си­ла, рез­кость, ритм, ам­пли­ту­да и т. п.) и его эмо­цио­наль­ность (впе­чат­ли­тель­ность, им­пуль­сив­ность, эмо­цио­наль­ная ла­биль­ность). В перм­ской шко­ле В. С. Мер­ли­на Т. рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­за­ви­си­мый «пси­хо­ди­на­ми­че­ский» уро­вень в струк­ту­ре ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию осн. из­ме­ре­ний Т. пред­ло­жил Х. Ю. Ай­зенк (разл. вы­со­та по­ро­га ак­ти­ва­ции ре­ти­ку­ляр­ной фор­ма­ции по шка­ле «экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия» и др.). В рус­ле т. н. фак­тор­но­го под­хо­да по­лу­чи­ли из­вест­ность 13-фак­тор­ная струк­ту­ра Т., раз­ра­бо­тан­ная Дж. Гил­фор­дом и его по­сле­до­ва­тель­ни­цей К. Лоу­элл, и осо­бен­но кон­цеп­ция Х. Ю. и М. Ай­зенк, опи­раю­щая­ся на ог­ром­ный экс­пе­рим. ма­те­ри­ал, под­твер­див­ший су­ще­ст­во­ва­ние та­ких фун­дам. черт Т. (лич­но­сти – по тер­ми­но­ло­гии Ай­зенк), как экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия, ней­ро­ти­цизм (эмо­цио­наль­ная ус­той­чи­вость-не­ус­той­чи­вость) и пси­хо­тизм. По мне­нию Ай­зенк, имен­но эти три из­ме­ре­ния Т. яв­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми и мо­гут быть по­ло­же­ны в ос­но­ву его ти­по­ло­гии.

В пси­хо­ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (И. В. Ра­вич-Щер­бо) бы­ла ус­та­нов­ле­на на­следств. при­ро­да та­ких ха­рак­те­ри­стик Т., как ак­тив­ность, эмо­цио­наль­ность, со­циа­бель­ность (об­щи­тель­ность).

По­ни­ма­ние Т. как сти­ля по­ве­де­ния, в от­ли­чие от со­дер­жа­ния и мо­ти­ва­ции дея­тель­но­сти, ха­рак­тер­но для амер. пси­хо­ло­гов А. То­ма­са и С. Чесс, про­во­дивших лон­ги­тюд­ное ис­сле­до­ва­ние Т. у де­тей на­чи­ная с двух­ме­сяч­но­го воз­рас­та и до под­ро­ст­ко­во­го воз­ра­ста, а так­же Р. Пло­ми­на, раз­ра­бо­тав­ше­го совм. с А. Бас­сом (США) спец. оп­рос­ник для оцен­ки разл. черт тем­пе­ра­мен­та.

Для «пси­хо­био­ло­гич.» под­хо­да М. Рот­бар­та (США) цен­траль­ны­ми в ха­рак­те­ри­сти­ке Т. вы­сту­па­ют «ре­ак­тив­ность» нерв­ной сис­те­мы и «са­мо­ре­гу­ля­ция» этой ре­ак­тив­но­сти, по­ка­за­те­ля­ми их яв­ля­ют­ся сте­пень мо­тор­ной ак­тив­но­сти, ми­мич. ре­ак­ции, осо­бен­но­сти во­ка­ли­за­ции и эмо­цио­наль­ной ре­ак­ции, а так­же ин­тен­сив­ность ре­ак­ций, их по­рог, ла­тент­ный пе­ри­од воз­ник­но­ве­ния и т. д. Кли­нич. ти­по­ло­гия Т. бы­ла пред­ло­же­на в нем. шко­ле К. Ле­он­гард­та.

В ра­бо­тах В. М. Ру­са­ло­ва раз­ви­ва­ет­ся под­ход к Т. как це­ло­ст­но­му пси­хо­био­ло­гич. об­ра­зо­ва­нию, с опо­рой на кон­цеп­цию П. К. Ано­хи­на об ин­те­гра­тив­ной дея­тель­но­сти моз­га бы­ла раз­ра­бо­та­на сис­тем­ная мо­дель Т., опи­сы­ваю­щая фор­маль­но-ди­на­мич. ас­пек­ты разл. сфер ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ве­де­ния – пси­хо­мо­тор­но­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, ком­му­ни­ка­тив­но­го и эмо­цио­наль­но­го. Вы­де­ля­ют­ся 12 шкал и 9 ти­пов тем­пе­ра­мен­та.

Для оцен­ки разл. ас­пек­тов и ти­пов Т. раз­ра­бо­тан ряд объ­ек­тив­ных и по­лу­объек­тив­ных ме­то­дов: хро­но­мет­ри­че­ских и ан­кет­ных (оп­рос­ни­ки) с учё­том воз­раст­ных осо­бен­но­стей лю­дей. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ны­ми оп­рос­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся ЛОА (EPI, EPQ – лич­но­ст­ные оп­рос­ни­ки Г. и М. Ай­зенк), оп­рос­ник Я. Стре­ляу (PTS – Пав­лов­ская струк­ту­ра Т.), оп­рос­ник А. То­ма­са и С. Чесс, оп­рос­ник К. Ле­он­гард­та, оп­рос­ни­ки В. М. Ру­са­ло­ва (ОСТ – оп­рос­ник струк­ту­ры Т. и ОФДСИ – оп­рос­ник фор­маль­но-ди­на­мич. свойств ин­ди­ви­ду­аль­но­сти).

Лит.: Креч­мер Э. Строе­ние те­ла и ха­рак­тер. 2-е изд. М.; Л., 1930; Sheldon W. H. The varieties of temperament. N. Y.; L., 1942; Guilford J. P., Zimmerman W. S. Fourteen dimensions of temperament. Wash., 1956; Diamond S. Personality and temperament. N. Y., 1957; Те­п­лов Б. М. Про­бле­мы ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. М., 1961; Bourdel L. Les tem­péraments psychobiologiques. P., 1961; Мер­лин В. С. Очерк тео­рии тем­пе­ра­мен­та. 2-е изд. Пермь, 1973; Strelau J. Temperament i typ uk­ł adu nerwowego. 2 wyd. Warsz., 1974; Buss A., Plomin R. Temperament theory of personality development. N. Y., 1975; Не­бы­ли­цын В. Д. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. М., 1976; Thomas A., Chess S. Temperament and development. N. Y., 1977; Ру­са­лов В. М. Био­ло­ги­че­ские ос­но­вы ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских раз­ли­чий. М., 1979; он же. Тем­пе­ра­мент че­ло­ве­ка в струк­ту­ре ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. М., 2012; Ле­он­гардт К. Ак­цен­туи­ро­ван­ные лич­но­сти. 2-е изд. К., 1989.

Вернуться к началу