Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАШИ́ЗМ

Ташизм. А. Йорн. «Панорама Киото». 1969–70. Национальный музей современного искусства (Париж).

ТАШИ́ЗМ (франц. tachisme, от tache – пят­но), те­че­ние в зап.-ев­роп. аб­ст­рак­цио­низ­ме 2-й пол. 1950-х – 1960-х гг. Та­ши­сты соз­да­ва­ли кар­ти­ны ме­то­дом «пси­хиче­ской им­про­ви­за­ции»: маз­ки крас­ки на­но­си­лись на холст бы­ст­ры­ми дви­жения­ми, обыч­но без за­ра­нее об­ду­ман­но­го пла­на. От­ли­чие Т. от ана­ло­гич­но­му ему аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма (в США) – в ме­нее ата­кую­щей ма­не­ре взаи­мо­дей­ст­вия кис­ти с хол­стом, в боль­шей лёг­ко­сти фор­мы, вни­ма­нии к цве­ту. Не­ко­то­рые кар­ти­ны Т. вы­зы­ва­ют ас­со­циа­ции с при­род­ны­ми яв­ле­ния­ми (вод­ная сти­хия, гор­ные ланд­шаф­ты и т. п.), с объ­ек­та­ми мик­ро­ми­ра. Т., бу­ду­чи те­че­ни­ем ли­ри­че­ской аб­ст­рак­ции, име­ет и др. на­зва­ние – ин­фор­маль­ное иск-во (art informel). Сре­ди пред­ста­ви­те­лей – Ж. Ма­тье, Г. Хар­тунг, П. Су­лаж, Ж. Ба­зен во Фран­ции, Э. Ве­до­ва в Ита­лии, А. Йорн в Да­нии.

Лит.: Mathieu G. Analogie de la non-figuration. P., 1949; idem. Au-delа̀ du tachisme. P., 1963.

Вернуться к началу