Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАКТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 599

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАКТ (нем. Takt, от лат. tactus – при­кос­но­ве­ние), еди­ни­ца муз. мет­ра, об­ра­зуе­мая че­ре­до­ва­ни­ем раз­ных по си­ле уда­ре­ний и на­чи­наю­щая­ся с са­мо­го силь­но­го из них. В нот­ном пись­ме гра­ни­цы Т. фик­си­ру­ют­ся стоя­щи­ми пе­ред силь­ны­ми уда­ре­ния­ми так­то­вы­ми чер­та­ми. Раз­ли­ча­ют Т. про­стые (2- или 3-доль­ные) и слож­ные (2 и бо­лее про­стых так­тов, не раз­де­лён­ных так­то­вы­ми чер­та­ми). Струк­ту­ра так­та от­ра­жа­ет­ся в раз­ме­ре так­то­вом. Ие­рар­хия уда­ре­ний по­ро­ж­да­ет мно­го­пла­но­вость до­лей Т., по тра­ди­ции име­нуе­мых силь­ны­ми, от­но­си­тель­но силь­ны­ми (в слож­ных Т.) и сла­бы­ми. Т. в совр. смыс­ле сфор­ми­ро­вал­ся в 17 в. В нот­ной за­пи­си про­из­ве­де­ний, не под­даю­щих­ся мет­рич. чле­не­нию на Т., так­то­вые чер­ты от­ме­ча­ют гра­ни смеж­ных муз. фраз и по­строе­ний.

Лит.: Xарлап М. Г. Так­то­вая сис­те­ма му­зы­каль­ной рит­ми­ки // Про­бле­мы му­зы­каль­но­го рит­ма. М., 1978.

Вернуться к началу