Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

CПРО́СА ПАРАДО́КСЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 100

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




CПРО́СА ПАРАДО́КСЫ (Веб­ле­на эф­фект), уве­ли­че­ние спро­са на не­ко­то­рые до­ро­го­стоя­щие то­ва­ры со сто­ро­ны от­дель­ных ка­те­го­рий по­тре­би­те­лей при рос­те цен. С. п. на­блю­да­ет­ся при от­сут­ст­вии ог­ра­ни­че­ний кли­ен­та по пла­тё­же­спо­соб­но­сти. Опи­са­ны Т. Веб­ле­ном в кн. «Тео­рия празд­но­го клас­са» (1899). Не­ра­цио­наль­ное с по­зи­ций клас­сич. тео­рии спро­са эко­но­мич. по­ве­де­ние объ­яс­ня­ет­ся при­вер­жен­но­стью кон­крет­ной тор­го­вой мар­ке, фор­ми­ро­ва­ни­ем (с по­мо­щью рек­ла­мы) групп це­ни­те­лей оп­ре­де­лён­ных брен­дов и ста­тус­ных то­ва­ров. Ино­гда уве­ли­че­ние спро­са на по­до­ро­жав­ший то­вар мож­но объ­яс­нить убе­ж­дён­ностью по­тре­би­те­ля в том, что рост це­ны от­ра­жа­ет улуч­ше­ние ка­че­ст­ва то­ва­ра. С. п. мо­жет стать ре­ак­ци­ей по­тре­би­те­ля на пред­по­ло­же­ние о том, что рост це­ны свя­зан с со­кра­ще­ни­ем про­из­вод­ст­ва и воз­мож­ным то­вар­ным де­фи­ци­том.

Лит.: Лей­бен­стайн Х. Эф­фект при­сое­ди­не­ния к боль­шин­ст­ву, эф­фект сно­ба и эф­фект Веб­ле­на в тео­рии по­ку­па­тель­ско­го спро­са // Ве­хи эко­но­ми­че­ской мыс­ли. СПб., 1999. Т. 1; Бун­ки­на М. К., Се­ме­нов А. М. Эко­но­ми­че­ский че­ло­век: В по­мощь изу­чаю­щим эко­но­ми­ку, пси­хо­ло­гию, ме­недж­мент. М., 2000; Веб­лен Т. Тео­рия празд­но­го клас­са. 4-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу