РИ́ХТЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́ХТЕР (Richter) Герхард (р. 9.2.1932, Дрезден), нем. художник. Учился на отделении монументальной живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене (1951–56). В 1961 по политическим соображениям перебрался из ГДР в Западную Германию, где получил статус беженца. Учился в Дюссельдорфской АХ (1961–64). В 1963 вместе с художниками З. Польке, К. Люгом и М. Куттнером организовал выставку «Жизнь в популярной культуре: витрина капиталистического реализма». Показанные на ней работы этих четырёх мастеров представляли синтез западноевропейского послевоенного абстракционизма (ташизм, информель) и набиравшего обороты поп-арта, на тот момент ещё не распространённого в Германии.
С начала 1960-х гг. Р. создавал живописные работы по мотивам фотографий из семейного архива («Тётя Марианна», 1965, фонд Ягэо, Тайбэй; «Дядя Руди», 1965, Мемориальный музей, Лидице, Чехия), а также изображений, заимствованных из рекламы или массовой печатной продукции («Складная сушилка», 1962, коллекция Анны и Йозефа Фрёлих, Штутгарт; «Пешеходы», 1963, Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне; «Митинг», 1966, частное собрание). Характерный приём художника – перерисовка содержания с имитацией эстетики и особенностей фотоизображения (расфокусированности кадра, нечёткости объектов, снятых в движении), а также своеобразное его «остранение», например, при помощи добавления красочных потёков или густых линий и штрихов («Стол», 1962, частное собрание). Синтез живописи и фотографии у Р. стал попыткой рефлексии относительно возможности художественной репрезентации реальности, которая в эпоху распространения фотографии, телевидения и других СМИ неизбежно проходит обработку массмедиа и подвергается непрерывному репродуцированию.
Во 2-й половине 1960-х гг. Р. обратился к абстракционизму. Работы этого периода складываются в серии вокруг доминирующих стилистических приёмов. Художник использовал пигменты сходных оттенков (например, градации серого; «Два серых цвета, сопоставленных вместе», 1966, коллекция Анны и Йозефа Фрёлих, Штутгарт; «Серые борозды», 1968, частное собрание, Кёльн); писал картины плотными многоцветными линиями, вихреобразно пересекающимися друг с другом («Цветные борозды», 1968, Архив Г. Рихтера, Государственные художественные собрания Дрездена; «Борозды, наложенные решёткой», 1968, собрание Оды и Франца Далем, Франкфурт-на-Майне). Наиболее известные работы этого периода – «цветовые таблицы» из равномерно расположенных на холсте квадратов и прямоугольников, локально закрашенных разными оттенками основных цветов, внешне напоминающие промышленные цветовые линейки («Десять цветов», 1966, частное собрание; «192 цвета», 1966, собрание Элизабет и Герхарда Зост, Гамбург).
В 1969 Р. начал свой долгосрочный проект «Атлас»: он экспонировал растущую с годами коллекцию фотографий, фрагментов газет, журналов и другой полиграфической продукции, которые начиная с 1960-х гг. всегда брались за основу для его картин. Для живописи Р. всё более характерным становится многократное тиражирование и развитие однажды найденного приёма, апробирование его в многочисленных вариантах, насчитывающих по нескольку десятков полотен. Абстрактные серии (циклы полотен 1970–90-х гг., которые либо не имеют названия, либо озаглавлены просто «Абстрактная картина») чередуются с фигуративными (городские и природные ландшафты: «План города», 1970, Новый музей – Государственный музей искусства и дизайна, Нюрнберг). Подобные черты роднят художника с представителями концептуального искусства, которое Р., помимо исследования эпистемологических и семиотических границ художественного языка, дополняет также рефлексией относительно недавней политической истории Германии и проблемы обусловленности исторической памяти и репрезентации фотографическими образами: «Герр Хайде» (1965, частное собрание) – портрет немецкого психиатра времён Третьего рейха В. Хайде, основателя евгенической программы умерщвления Т-4; цикл из 15 картин «18 октября 1977» (1988), посвящённый аресту и самоубийству в тюрьме трёх участников западногерманской леворадикальной террористической группировки «Фракция Красной Армии».
В абстракциях 1980-х – начала 2000-х гг. Р. не только всё чаще использовал цвет, но применял нехарактерные способы наложения красок, используя резиновый скребок или строительный шпатель, размазывая красочный слой по холсту и образуя подобие локального цветового поля со множеством неровностей и «разрывов». Часть работ («Аризона», 1984, частное собрание; «Ручей», 1992, Музей современного искусства, Стокгольм; «Лес», 2005, Музей современного искусства, Нью-Йорк) колеблется между беспредметностью и фигуративизмом, абстрактные элементы всё чаще отсылают к биоморфным формам и образам.
С начала 1960-х гг. Р. создавал работы, представляющие собой установленные вертикально стеклянные поверхности, прозрачные («Четыре стеклянных листа», 1967, фонд Херберт, Гент) либо монохромно закрашенные («Зеркало, кроваво-красное», 1991, Музей современного искусства, Сан-Франциско), стоящие отдельно либо экспонированные как пространственная инсталляция («12 листов», 2013, фонд Байелер, Риен). В 2007 Р. выполнил по мотивам своей работы «4096 цветов» (1974, частное собрание) витраж для Кёльнского собора. С 2011 создаёт серию работ на бумаге с цветовыми полосами, нанесёнными посредством цифровой печати.
Лауреат премий имени Арнольда Боде (1981) и имени Оскара Кокошки (1985), Государственной премии федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия (1998).